НИКОЛА ПУССЕН-ХУДОЖНИК КЛАССИЦИЗМА.
Французский художник 17 века, один из основоположников живописи классицизма. Родился в простой семье на севере Франции. Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Очень помогли ему оттачивать технику – посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения. В этот период Пуссен обретает некоторое признание и для дальнейшего совершенствования мастерства отправляется в Рим. Первые из созданных им работ относятся к римскому периоду. Автопортрет, 1649 год ( Картинная галерея, Берлин ) Никола Пуссен ( 1594, Нормандия – 1665, Рим )
Художник черпал вдохновение в творчестве классических и современных поэтов, в театральных представлениях, в философских трактатах и библейских темах. Но даже канонические сюжеты позволяли ему изображать окружающую действительность, наполняя полотна безукоризненно выполненными характерными образами. Мастерство и уже сложившийся собственный стиль принесли художнику признание в Риме, его стали приглашать расписывать соборы, заказывали полотна на классические и исторические сюжеты. Именно к этому периоду относится программное полотно « Смерть Германика », собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты.
« Смерть Германика » 1627 г.
« Поклонение золотому тельцу » - одно из полотен на библейские сюжеты. Как и другие картины Пуссена, « Поклонение золотому тельцу » наполнено множеством персонажей, все они вовлечены в действие, а композиция составляет единое целое. В этом Пуссен был непревзойденным мастером и использовал свои находки в полной мере, воплощая их в разных композициях и контекстах. Всеобщее рукоплескание и буйная пляска вокруг идола, стоящего на постаменте, воспринимается как варварское поклонение языческому божеству.
« Поклонение золотому тельцу », гг.
Картина Н. Пуссена « Аркадские пастухи » - одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной четкости форм, пластической завершенности, ясности и уравновешенности геометрической композиции. Строгость пропорций, плавный, четкий линейный ритм прекрасно передавали строгость и возвышенность идей и характеров. В основе картины лежит глубокая философская мысль о бренности земного существования и неизбежности смерти. Пуссен явно стремится к созданию обобщенных образов, близких к канонам античной красоты : они действительно физически совершенны, молоды и полны сил. Композиция картины проста и логична : все строится на тщательно продуманном ритме уравновешенных движений и подчинено простейшим геометрическим формам. Персонажи почти симметрично сгруппированы возле надгробия, связаны движением рук и ощущением длящейся паузы. Автору удается создать образ идеального и гармоничного мира, устроенного по высшим законам разума. В целом картина была проникнута ощущением затаенной грусти, покоя и идиллического душевного равновесия. Стоическое примирение с роком, мудрое, достойное приятие смерти родило классицизм Пуссена с античным мироощущением. Мысль о смерти не вызывала отчаяния, а воспринималась как неизбежное проявление закономерности бытия.
« Аркадские пастухи » гг. Лувр, Париж.
Композиция картин Н. Пуссена строилась на двух началах : уравновешенности форм ( построение групп вокруг центра ) и на их свободном соотношении ( сдвинутости в сторону от центра ). Взаимодействие этих двух начал позволило достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции. Картина « Исцеление слепого » написана на евангельский сюжет. На фоне довольно жестко исполненного пейзажа с живописными образчиками архитектуры среди куп деревьев показана группа людей, состоящая как бы из двух частей : Христос с учениками и группа горожан с коленопреклоненным слепым, до которого Христос дотрагивается рукой. В композиции картины царит холодная ясность. Все правильно, все на месте, все прекрасно прорисовано, но ничего не задевает душу, не заставляет сердце замереть от восторга.
« Исцеление слепого »
« Танкред и Эрминия »,1635 г. Государственный Эрмитаж, Санкт - Петербург.
Пуссена действительно привлекали произведения известного поэта Торквато Тассо. Его захватывали максимальная запутанность сюжета и чудесные приключения. Ряд полотен художника как раз и написано под сильным впечатлением после прочтения этих стихов. « Танкред и Эрминия » – раскрывает лиризм художника. Эрминия была бесстрашной предводительницей амазонок. Она была влюблена в отважного рыцаря по имени Танкред. Однажды она нашла его раненным. Все дело в том, что Танкреду пришлось сражаться с великаном. Эрминия хочет во что бы то ни стало перевязать раны рыцаря, но под рукой у нее нет ничего подходящего. Тогда она отсекает свои чудесные волосы. В ее порыве сливается человечность и любовь. Решимости героини не мешает другая вера. Герои изображены по нормам классицизма. Страдание никогда не обезображивает. Позы изящны и величественны. Складывается полное впечатление, что перед нами персонажи времен античности. Пуссен смог изобразить полную трагизма сцену с помощью простых и строгих художественных форм. Этот лаконизм поражает своим величием. Художника вдохновил поступок Эрминии, его невероятная красота и гармоничный сюжет.
« Пейзаж с Полифемом », 1649 г. Эрмитаж
Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж, который всегда населен мифологическими героями. Это отражено в названиях : « Пейзаж с Полифемом », « Пейзаж с Геркулесом ». Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворенности мира. Однако их фигуры почти малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев. В картине четко определены пространственные планы : первый - равнина, второй - деревья, третий - горы, небо. Разделение на планы подчеркивалось цветом, названное позже « пейзажной трехцветкой »: в живописи первого планы преобладают желтый и коричневый цвета, на втором - теплые цвета и зеленый, на третьем - холодные, прежде всего голубой.
« Эхо и Нарцисс », гг.
« Четыре времени года. Осень », гг.