«Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность» Подготовила: Владимова А.С.
Речь выполняет в жизни ребенка самые разнообразные функции общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой, речь является результатом мысли, а не опережает или подменяет ее. К 5-6 годам современный ребенок овладевает всей системой родного языка: умеет полно и последовательно излагать свои мысли, четко строить сложные развернутые предложения, логически обосновывать свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки и многосложные слова. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовывались, важно чтобы они находили применение в практической, исследовательской деятельности.
Негативные факторы обуславливающие критическую ситуацию в развитии речевой активности детей: ухудшение состояния здоровья детей существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Цели познавательно - речевого развития: всестороннее развитие личности ребенка; приобщение к человеческим ценностям; формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности.
способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности -привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности Задачи познавательно - речевого развития:
Направления познавательно-речевого развития детей : Совершенствование собственной речи. Формирование представлений об окружающем мире. Развитие любознательности. Сенсорное воспитание. Игра.
Значение игр- экспериментов: - дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания - идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы - накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения - обогащается словарный запас детей - улучшается грамматический строй речи - развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.
Вывод: Исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Все вышесказанное способствует возникновению речевой активности у детей.