Зачем нужен бюджетный анализ? Технология прикладного бюджетного анализа Бескровная В.А.
Когда мы смотрим на бюджет, мы видим: o составные части бюджета; o количество денег, указанное в статьях и разделах; o наименование статей, а иногда, основания для их занесения в бюджет; o соотношение доходов и расходов; o много чего другого, что прячется за строкой бюджета.
Существует универсальный инструмент извлечения полезной информации из сложных источников. Это анализ, когда части объекта изучения рассматриваются по отдельности, а также в сравнении с другими фактами того же порядка.
Вопросы, на которые может ответить бюджетный анализ: o на сколько принятый бюджет отражает потребности и интересы населения территории? o как будут финансироваться отдельные отрасли – здравоохранение, образование, социальная защита, управление, коммунальное хозяйство и другие? Что это даст населению? o как скажется этот бюджет на отдельной группе населения? На детях? На ветеранах? На малоимущих? o как влияет этот бюджет на экономическое развитие территории?
o как изменится налоговое бремя для предприятий, организаций, отдельных предпринимателей и граждан? o в чем бюджет зависит от вышестоящего бюджета. На сколько будут выполнены обязательства вышестоящих органов власти перед нашим бюджетом? Другие...
Два важных требования к бюджетному анализу: анализ должен основываться на фактах и содержать минимум политических или субъективных оценок;анализ должен основываться на фактах и содержать минимум политических или субъективных оценок; анализ должен соответствовать аудитории, на которую он направлен.анализ должен соответствовать аудитории, на которую он направлен.
Возможности использования результатов анализа o распространение среди участников бюджетного процесса, особенно депутатов; o адаптация для широкой общественности; o публикация в СМИ; o влияние на изменение бюджетной политики.
Прикладной бюджетный анализ – это метод исследования социальных проблем, решение которых финансируется из бюджета. Необходим как инструмент, с помощью которого можно: усилить подотчетность органов власти общественности; усилить подотчетность органов власти общественности; обеспечить учет в бюджетной политике интересов групп граждан и территории в целом.обеспечить учет в бюджетной политике интересов групп граждан и территории в целом.
Отличительные признаки прикладного бюджетного анализа: o целевая установка (влияние бюджета на граждан), o интерпретация результатов и форма их представления, o способы использования рекомендаций анализа.
Классификация видов прикладного бюджетного анализа
Как ПБА способствует улучшению бюджетных решений? o обучение: в процессе анализа и распространения его результатов повышается уровень компетентности участников процесса; o привлечение внимания к проблемам граждан: при анализе бюджета с позиции различных групп населения выдвигаются острейшие социальные проблемы; 1- направляет предложения с заключением эксперта 2- осуществляет общественный финансовый мониторинг
o поиск альтернативных решений проблем: анализ способствует изучению опыта решения подобных проблем в других регионах и странах; o общественный контроль: через анализ бюджета НКО могут обеспечить подотчетность органов власти населению.
Этапы ПБА 1. Предварительная оценка потребности в ПБА. 2. Выбор актуальной области бюджетного анализа: анализ проекта бюджета, секторный анализ, анализ влияния бюджета на различные группы населения, общий анализ 3. Собственно анализ: o Подбор и изучение информации. o Выбор методов анализа. o Аналитическая обработка информации. o Подведение итогов анализа и разработка практических рекомендаций. o Оформление работы. 4. Представление итогов анализа. 5. Оценка результативности использования рекомендаций анализа
Что стоит учесть? o как формируется потребность в ПБА, o кто является носителем этой потребности; o особенности доступа к информации; o особенности взаимодействия бюджета и социальной сферы; o особенности экспертного сообщества; o форму представления ПБА; o приверженность фактам и минимум политических или субъективных оценок; o другое…
Где подробнее узнать о ПБА?
Примеры ПБА Одним из важных путей смягчения негативных тенденций в развитии ЖКХ, повышения эффективности реформ ЖКХ могло бы быть привлечение активной части населения к решению отдельных проблем ЖКХ, поскольку население и есть потребитель услуг этой сферы. Замятина М.Ф. Анализ бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и основные проблемы ЖКХ в Ленинградской области
В. Бескровная Анализ финансового обеспечения учреждений социальной защиты на примере Великолукского дома-интерната престарелых и инвалидов Законодательство предоставляет право общественным организациям осуществлять общественный контроль за деятельностью учреждений по предоставлению социальных услуг. Такие организации могут оказать реальную помощь пенсионерам при заключении договоров на стационарное обслуживание в соблюдении финансовых интересов проживающих в учреждении граждан.
Ленивкина С.В. Анализ ресурсообеспечения программ поддержки лиц с ограниченными возможностями Наличие нескольких источников финансирования общественных мероприятий и программ делает более интересным участие спонсоров. Важно осознание себя полноправными участниками бюджетного процесса, а не просителями казенных денег. В настоящее время общественные организации имеют возможность стать партнерами областных и городских структур, занятых организацией и финансированием социального сектора, обеспечив для них возможность диалога с властью на федеральном уровне.
Вейхер А.А. Прикладной бюджетный анализ целевых социальных программ Санкт- Петербурга с учетом выделения разделов, возможных для исполнения НКО НКО могут и должны участвовать в бюджетном процессе по следующим направлениям: 1.В формировании целей, ради достижения которых организуются целевые программы. 2.В общественном контроле, а при достаточном уровне организации – в систематической оценке состояния отдельных социальных проблем, затрагивающих представляемые социальные группы. 3.В общественном контроле за формированием и реализацией нормативов оказания социальных услуг и затрат на их оказание. 4.Развитием 1 и 3 направлений было бы участие НКО в проектировании социальных программ, прежде всего, в детализации программных мероприятий, достижения прозрачности их содержания и расходов на их осуществление.
В.В. Михеев Анализ финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений в Санкт-Петербурге Родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях Санкт- Петербурга по сравнению с другими субъектами РФ является предельно низкой и не покрывает расходы даже на питание детей. Сохранение такого состояния дел означает, что при передаче ДОУ в собственность муниципальных образований городской бюджет должен будет передать в местные бюджеты в объемах, не только обеспечивающих образовательный процесс, но и компенсирующих разницу между фактическими затратами на содержание детей и суммой родительской платы.