Маленькие исследователи «Всезнайки» Проект разработан Воспитателем группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад «Ивушка» Жириковой Е.А. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Актуальность темы: Маленькие дети по своей природе уже исследователи. Им хочется испытывать все самим, пробовать неизведанное. Любая деятельность малыша – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В этом возрасте дети проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности малышей не только знакомят с природой, но и целенаправленно подводят к пониманию ее особенностей. Цель проекта Развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные способности. Задачи проекта: Укреплять физическое и психическое здоровье малышей; обеспечивать эмоциональное благополучие; расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив; развивать психические процессы детей, познавательные способности; развивать мелкую моторику; расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе; Дать детям представления о свойствах неживой природы в процессе разных видов деятельности. Развивать речь детей, пополняя активный словарь доступными к проговариванию словами – горячая, тёплая, холодная, сырой, влажный, сухой, лепится, названиями основных цветов. Воспитывать желание и умение играть рядом друг с другом.
Вид проекта: долгосрочный. Срок реализации: сентябрь – май. Участники проекта: - воспитатели; - воспитанники группы раннего возраста. Формы работы: - Экспериментирование; - Игра; - Беседы, работа с наглядным материалом; -Чтение художественной литературы. - Дети являлись полноправными участниками проекта – принимали активное участие в проводимых играх-экспериментах. - Результатом проекта «Всезнайки» явилось формирование у детей элементарных навыков поисковой деятельности, расширен кругозор, в частности обладают знаниями о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.), их свойствах и о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.);
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха. Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.
Для реализации проекта были проведены следующие игры - опыты: «Свойства снега», «Следы на снегу», «Разноцветные фигуры».
«Знакомство с камнями», «Помоем камешки», «Легкий – тяжелый». «Песочек», «Песчинки», «Испечем угощение».
«Солнечные зайчики», «Тень», «Разноцветные стекляшки».
Итоговым мероприятием проекта было проведение мастер – класса «Маленькие исследователи» для родителей.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Каждый новенький ребенок Вылезает из пеленок И теряется повсюду И находится везде! Он всегда куда-то мчится Он ужасно огорчиться, Если что-нибудь на свете Вдруг случится без него!