Возникновение эпохи Возрождения Возрождение, или Ренессанс эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи XIVXVI века. Рост городов - республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях : мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Вследствие этого возник гуманизм общественно - философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20- х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение барокко.
Периодизация Обычно Итальянское Возрождение подразделяется на три периода. В истории искусств можно говорить о развитии изобразительного искусства и скульптуры в рамках направления раннего ренессанса в XIV веке. В истории архитектуры дело обстоит иначе. Вследствие экономического кризиса XIV века период Ренессанса в архитектуре начался только с началом XV столетия и продолжался до начала XVII века в Италии и дольше за её пределами. Можно выделить три основных периода : Раннее Возрождение или кватроченто, примерно совпадает с XV веком. Высокое Возрождение, первая четверть XVI века. Маньеризм или Позднее Возрождение ( ).
Архитектура Возрождения Архитектура Возрождения период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.
Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры : симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция
Дворец дожей в Венеции
Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим, 1502 год, архитектор Донато Браманте. Храм отмечает место, на котором был казнён святой Пётр.
Галерея Уффици, вид в сторону площади Синьории, Флоренция.
Крыло Луврского дворца, старейшая сохранившаяся часть здания, построенная Пьером Леско в середине XVI века.
Собор святого Петра в Риме.
Скульптура Возрождения Скульптура Возрождения прошла долгий и непростой путь от робких попыток Бенедетто Антелами внести в свои работы индивидуальность, характерность и нестандартность, до блестящих и безупречных работ " создателя Ватикана " Микеланджело Буонаротти. Если в средние века скульптура была неразрывно связана с архитектурой и как отдельное искусство даже не рассматривалось, то с началом эпохи возрождения начинается медленный, но верный процесс отделения скульптуры, высвобождение его от зависимости от архитектурных задумок. Скульптуры постепенно " отодвигаются " от стен храмов, от рельефов и портиков, становясь самостоятельным, самодостаточным искусством.
Бенедетто Антелами, «Снятие с креста».
Никколо Пизано, «Снятие с креста».
Лоренцо Гиберти. Иоанн Креститель на фасаде Орсанмикеле Нанни ди Банко. Четверо святых
«Вознесение Марии», Донателло.
Изобразительное искусство Ренессанса Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка. Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве. Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела.
Эпоха Возрождения одна из самых ярких в истории мирового искусства. Она охватывает XIVXVI вв. в Италии, XVXVI вв. в странах, расположенных к северу от Альп. Свое название Возрождение ( или Ренессанс ) этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, обращением к нему как к прекрасному идеалу, образцу. Но, конечно, новое искусство выходит далеко за рамки подражания прошлому.
Мона Лиза (портрет Лизы Джокондо) Леонардо да Винчи, около 1503 г.
Рождение Венеры Боттичелли
Распятие Святого Петра Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) 1550 г.
Даная Тициан (Тициано Вечеллио) гг.
«Дама с горностаем» (итал. Dama con l'ermellino) картина, как считается, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи. По мнению многих исследователей, это портрет Чечили Галлерани любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога Миланского, что находит подтверждение в сложной символике картины.
«Сикстинская Мадонна» (итал. Madonna Sistina) картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.