Выполница: Быкова О.А Студентка 3 курса био-хим факультета
Я считаю, что философия важна в жизни любого человека. Существует много определений термина философия и каждое из них по-своему правильно. Безусловно, философия взаимосвязана со многими сферами человеческой деятельности. Философия взаимосвязана со многими науками, а именно с биологией.
Философия биологии область философии, занимающаяся анализом и объяснением закономерностей формирования и развития основных на правлений комплекса наук о живом. Философия биологии исследует природу и структуру биологического знания, особенности и специфику научного познания живых объектов и систем; средства и методы, спосо бы обоснования и развития научного знания о мире живого. Философия биологии это система обобщающих суждений фило софского характера о месте биологии в системе науки и культуры, о воз действии различных наук и культуры в целом на характер биологических исследований и об обратном процессе влияния биологии на изменение норм, установок и ориентации в науке и культуре.
На современном этапе развития биология требует философского пе реосмысления традиционных форм организации знания, создания но вого образа науки, формирования новых норм, идеалов и принципов на учного исследования, нового стиля мышления. Развитие биологии в наши дни начинает давать все больше плодотворных идей, как для по знания сферы биологического, так и других имеющих широкие выходы за пределы собственно биологии в науку и культуру в целом. Все эти новые проблемы и включаются в предмет современной биофилософии.
Как обычно обстоит дело с большинством явлений, на первый взгляд представляющихся совершенно новыми, при внимательном рассмотрении у философии биологии обнаруживается предыстория. Первая половина 20 века заполнена стремительно нарастающим потоком открытий и обобщений. Празднование 100-летнего юбилея книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» стало важной вехой признания, что органическое объединение дарвиновской идеи естественного отбора с менделевской генетикой привело к созданию подлинного теоретического фундамента для всех областей классической биологии.В то же время расшифровка в 1953 г. строения молекулы дезоксирибонуклеино-вой кислоты этого основного, загадочного, как тогда было принято говорить, «вещества наследственности» явилось как бы стартовым со бытием в стремительном процессе формирования суперсовременной молекулярной биологии.
С современных позиций философское осмысление мира живого представлено в четырех относительно автономных и одновременно внутренне взаимосвязанных направлениях: онтологическом, методологическом, аксиологическом и праксиологическом. Современное естествознание имеет дело с множеством картин природы, онтологических схем и моделей, зачастую альтернативных друг другу и не связанных между собой. В биологии это отражалось в разрыве эволюционного, функционального и организационного подходов к исследованию живого, в несовпадении картин мира, предлагаемых эволюционной биологией и экологией и т. д. Задача онтологического направления в биофилософии выявление онтологических моделей, лежащих в основаниях различных областей современной науки о жизни, критико-рефлексивная работа по осмыслению их сути, взаимоотношений друг с другом и с онтологическими моделями, представленными в других науках, их рационализации и упорядочению.
Философский поход к решению проблемы происхождения и сущности жизни отличается от биологического большей степенью обобщения и связью с мировоззренческими вопросами. В тоже время, философский подход тесно связан с биологическим, что проявляется в следующем: 1) В основе конкретных биологических теорий происхождения жизни лежит то или иное философское мировоззрение. Философские взгляды учёных влияли на создаваемые ими теории. За дискуссией биологов скрывалось столкновение материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой. 2) Открытия в области биологии вели к уточнению философских теорий, доказывали или опровергали их.
По мере развития философии и биологии менялись представления о сущности и происхождении жизни. Сторонники идеалистического подхода считают жизнь творением или проявлением каких-либо нематериальных сил (Пифагор, Сократ, Платон, Шопенгауэр). Наибольшее распространение получил религиозный вариант идеалистического подхода, в основе которого лежат принципы креационизма и телеологиии. Креационизм – это религиозный принцип, согласно которому жизнь является творением бога. Телеология – это религиозное учение о целесообразности в природе. В частности, телеологии утверждают, что сложность и целесообразность живой природы доказывают наличие творца. Сторонники материалистического подхода считают жизнь результатом саморазвития неживой материи. Но до начала ХХ века не удавалось достоверно объяснить механизм зарождения жизни. Уже в античной философии возникла материалистическая гипотеза самопроизвольного зарождения жизни. Её сторонники утверждали, что живые существа могут постоянно возникать из неживой материи. Эта гипотеза противостояла идеализму, доказывала связь живой и неживой природы, но соответствовала крайне примитивному уровню науки и была опровергнута в 60-х гг. XIX века.
Сложно не заметить тесную взаимосвязь философии и биологии. Восхищает обширность изучения философией знаний биологии их анализ, систематизация и выявление закономерностей. Человечество никогда не прекратит поиски ответов на вечные вопросы. Большинство исследований в области философии биологии осознанно придерживаются принципов натурализма и не находят существенных различий в методах или содержании философии и науки. В идеальном случае философия биологии отличается от самой биологии не содержанием предметной области, а задаваемыми вопросами.
Даже граница между вопросами биологии и вопросами философии биологии не является отчётливой. Философы биологии задают три типа вопросов: общие вопросы о природе науки, понятийные вопросы, возникающие в рамках биологии, и традиционные философские вопросы, на которые, как кажется, науки о жизни могут пролить свет. Рассматривая вопросы второго типа, невозможно ясно разграничить философию биологии и теоретическую биологию. Но, хотя это может дать почву для обвинений философов биологии в том, что они принесли своё призвание в жертву «любительской биологии», с тем же успехом можно сказать, что книги наподобие «Эгоистичного гена» это, в первую очередь, вклад в философское обсуждение биологии. Конечно, профессиональные навыки философа так же важны для решения этих специфических понятийных вопросов, как и для поиска ответов на вопросы двух других типов. И все три типа вопросов можно связать с конкретными открытиями в области биологических наук лишь с помощью сложной аргументации.