Бюджетно-налоговая политика РФ
Бюджетно-налоговая политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно- финансовой системы для реализации целей социально- экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной.
Реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Ведь, успех экономической стабилизации в стране зависит от создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит
Бюджетно-налоговая политика, система регулирующая экономику посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
В это же время расходная часть Бюджета России 2018 года направлена на обслуживание государственного аппарата. Если сложить финансирование чиновников, армии и спецслужб, то данные статьи расхода составят 37,5% расходов казны. Формально расходы на социальную политику стоят на первом месте в бюджете России, но обеспечение самого государства разбито на несколько разделов и в сумме оказывается намного выше. Расходы на образование и здравоохранение в сумме составляют всего 7% расходов казны, что совершенно не говорит о заботливом отношении государства к своему народу. Рост ВВП обещают всего 2%, но это очевидно недостаточно, чтобы полноценно восстановить экономику страны
Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов, по обещаниям государства, в рассматриваемом периоде будут являться ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов, и прочие источники финансирования.
Фискальная функция бюджета – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг.
Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго.
Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.
Через фискальную функцию государство обеспечивает: - достижение баланса между доходами и расходами бюджетов; - равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы; - повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе; - выполнение функций и задач государства; - сохранение социальной стабильности.
Основными инструментами фискальной политики является государственные (или правительственные) расходы и налоги. Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг.
Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискальной политики.
Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Налоговая система включает в себя: субъект налогообложения (кто должен платить налог); объект налогообложения (что облагается налогом); налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога). Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.
Существует два основных типа налогов: прямые налоги, которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный налог), и косвенные налоги, которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость) на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.).
К прямым налогам относятся: личный подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств и др.
К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость-НДС; налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкоголь, автомобили, ювелирные изделия, меха); таможенная пошлина. Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер и представляет собой налог на потребление, а не на доход. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.
Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов. Таких принципов достаточно много: принцип выгоды; принцип пожертвования; прогрессивность ставок налогообложения доходов; равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности; сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью; определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса; исключение возможностей переложения налогового бремени; простота и ясность системы и процедуры налогообложения.
Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, я пришёл к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
Спасибо за внимание