Наблюдение – это метод познания психолого-педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании исследователем явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.
Сущность наблюдения: Целостность и динамика изменений процессов и явлений. Отображение и фиксация изменений изучаемого объекта.
Цель наблюдения Накопление фактов и последующий теоретический анализ.
Виды наблюдения: отношение Включенное Невключенное Непосредственное Опосредственное открытость открытое скрытное
объем Монографическое Узкоспециальное Наблюдение -поиск время Непрерывное Дискретное условия Полевое Лабораторное
Правила наблюдения. Соответствие содержания наблюдения целям исследования; Планирование и проведение наблюдения по определенной схеме; Выражение воспринимаемых факторов на языке, доступном другим наблюдателям; Выбор способов и фиксация результатов в зависимости от изучаемого поведения; Проверка объективности и надежности другими наблюдателями и методами.
Требования к наблюдению. 1. Целенаправленность. 2. Объективность. 3. План Наблюдения. 4. Разработка процедуры. 5. Учет возможных ошибок. 6. Возможность сравнения, измерения. математической обработки. 7. Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. 8. Оптимальность.
Этапы наблюдения. 1. Определение целей и задач. 2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения 3. Выбор способа наблюдения 4. Определения единиц наблюдения.
5. Выбор способа регистрации и формы фиксации результатов. 6. Проведение наблюдения с регистрацией его результатов. 7. Обработка и интерпретация полученной информации.
достоинства Ценные факты непосредственно из жизни. Установление связей и зависимостей. недостатки Субъективизм. Однократность, ограниченность.
Успехов в наблюдениях!