«Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей. Не забывать Людей – это значит не забывать Время». Ю. Бондарев Юрию Бондареву – 95 лет
Юрий Васильевич Бондарев (род. 15 марта 1924) - русский советский писатель и сценарист. Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983). Юрий Васильевич Бондарев (род. 15 марта 1924) - русский советский писатель и сценарист. Участник Великой Отечественной войны. Член Союза писателей СССР, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР. Первый рассказ Бондарева «В пути» появился в журнале «Смена» в 1949 г., и с этого времени началась профессиональная деятельность писателя. Главная тема ранних рассказов - мирный труд представителей самых разных профессий. В 1953 г. был издан сборник рассказов «На большой реке». Настоящий творческий успех принесли Бондарев «военные повести» конца 1950-х - начала 1960-х гг. Этот цикл открывала повесть «Юность командиров» (1956). Героями стали офицеры и курсанты военного училища, прошедшие суровую школу на передовой.
«После войны я начал писать о войне. Все, что мною написано о ней, – это искупление долга перед теми, кто остался там… Я постарался осмыслить их судьбы». Именно на фронте в сознание Юрия Бондарева окончательно вошли кристально чистые и ясные заповеди любви к Родине, порядочности, верности – ведь в бою всё обнажено и очевидно: что есть добро, а что – зло. И каждый оказывается перед выбором – его Бондарев сделал раз и навсегда: он избрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: «Человек рождается для любви, а не для ненависти» (слова героя повести «Батальоны просят огня»).
Вспоминая военные годы, Юрий Бондарев говорит: «Я и сейчас помню сернистые ожоги стужи в сталинградских степях, ледяной холод орудий, так за ночь прокаленных морозом, что металл чувствовался сквозь рукавицы. Помню пороховую вонь стреляных гильз, пустынное безмолвие звездного неба по ночам…» Незабытое прожитое открывается в произведениях писателя. Это заставляет литературоведов говорить, что Бондарев – живой классик русской литературы, он является нравственным авторитетом для многих поколений россиян.
Впечатления военных лет нашли отражение во многих его произведениях. В повестях «Батальоны просят огня», «Последние залпы», в романах «Горячий снег», «Берег» Бондарев показал героизм советских солдат, офицеров и генералов, раскрыл их психологию и неизменную верность Родине и народу. Эти произведения положили начало «лейтенантской прозе», отмеченной той самой «окопной правдой». В произведениях сложилась в основных чертах поэтика изображения войны, присущая Бондареву-прозаику.
Повесть «Батальоны просят огня» – о героизме и мужестве бойцов и командиров, первыми переправившимися на правый берег Днепра и ведущих там трудный неравный бой с фашистами. Повесть «Последние залпы» – о тяжелых сражениях, которые вели наши войска с захватчиками на польской земле.
В 1970 г. выходит из печати роман «Горячий снег», который в литературе того времени наряду с повестями В. Астафьева, К. Воробьева, В. Кондратьева, В. Быкова, В. Богомолова и др. составлял ядро «военной прозы». Роман посвящен одной из героических страниц Великой Отечественной войны – Сталинградской битве.
Параллельно с военной темой у Бондарева развивается тема, связанная с постижением послевоенного времени, осмыслением жизни вернувшихся с фронта солдат. Автор создает образы людей со своей собственной биографией, манерой мышления, со своим страданием и ощущением ненужности в этом новом, невоенном мире, возникающие из-за этого конфликты как семейного, так и социального характера. В 1960 г. появляется в печати большой роман писателя «Тишина». Произведение затрагивает тему «потерянного поколения» – трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, которые проходят испытание «на прочность» душевных и нравственных сил.
С середины 1970-х гг. начинается новый этап в творчестве Юрия Бондарева. Писатель соединяет военную тему с современной, а героем его произведений становится художник. Романы «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985) составляют своеобразную трилогию, посвященную сложной и трагической жизни бывшего фронтовика (писателя, художника, кинорежиссера), который в современной жизни обнаруживает утрату тех мощных нравственных импульсов, которые поддерживали его во время войны.
В произведениях Юрия Бондарева х гг. «Искушение», «Бермудский треугольник», «Без милосердия», цикл миниатюр «Мгновения», роман «Непротивление» талант прозаика открылся новыми гранями. Писатель напряженно размышляет о судьбах Советского Союза и России, во многом предвидит причины развала СССР, размышляет о смысле жизни, исследует тончайшие чувства и переживания человека в переломные и судьбоносные моменты личной и общественной истории.
«Последняя страница не дописана. Она еще чиста. Хочется ещё что-то сказать о нашем непростом времени, где слишком много лжи, боли, неразрешённых конфликтов. Я реалист и следую правде жизни. Каждый мой роман - познание какой-то тайны. Был ли я прав - рассудит время...» Представленные издания находятся в фондах библиотек города Кирово-Чепецка