«Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики и во внеурочное время с помощью информационных технологий» Хлебникова Зоя Николаевна МАОУ СОШ13 с УИОП
Особенности предмета Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: наличие специальных технических средств; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся.
Личностные УУД создание комфортной здоровьесберегающей среды; создание условий для самопознания и самореализации; создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы.
Регулятивные УУД Умение формулировать собственные учебные цели; Умение принимать решение, брать ответственность на себя; Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Познавательные УУД. Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности; Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат - моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент; Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.
Развитие коммуникативных УУД Владение формами устной речи Ведение диалога "человек" - "техническая система Умение представить себя устно и письменно, владение Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками Владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования Умение работать в группе
Информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) Информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Формирование ИКК в школе проходит три уровня развития: пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями); базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу); профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).
Метод проектов развивает следующие способности: коммуникативные; личностные; социальные; литературно-лингвистические; математические; художественные; манипулятивные; технологические.
Работа над проектом
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов: 1. Формируются и отрабатываются: o Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации o Навыки публичного выступления (ораторское искусство) o Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде o Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи o Умение работать в группе, в команде o Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение 2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях. 3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.) 4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу. 5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
Проекты в цифровом формате «Территория безопасности» 2012 год «Территория безопасности» «20 дней до Победы» 2013 год «20 дней до Победы» «Роботы глазами учащихся 13 школы» 2014 год «Роботы глазами учащихся 13 школы» «Правила пожарной безопасности» 2015 год
Сформированность информационных компетенций o создают презентации портфолио учащегося; o участвуют в творческих конкурсах (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских); o помогают учителям в создании ЭОР (поиск материала в книгах или Интернете); o создают звуковое и видео сопровождение школьных праздников; o участвуют в проектной и исследовательской деятельности (и не только по информатике) создают видеофильмы, слайд-шоу.