Стратегия государства на рынке облигаций Александр Чумаченко Минфин России Российский облигационный конгресс Санкт-Петербург, 9-10 декабря 2004 года
2 Основные направления развития рынка государственных ценных бумаг Политика Правительства Российской Федерации в области государственного долга базируется на следующих принципах: объем государственных заимствований не должен превышать объем погашения государственного долга; размер государственного долга и его структура должны обеспечивать возможность гарантированного выполнения Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период времени; долговая политика должна быть нацелена на постоянное активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и снижение стоимости его обслуживания; существенное увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга.
3 Результаты работы Минфина России в 2004 году в области государственных внутренних заимствований Положительные результаты: (1) увеличение государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, при снижении государственного внешнего долга; сохранение возможности увеличивать рынок государственных внутренних заимствований в условиях исполнения федерального бюджета с профицитом; (2) сохранение политики средне- и долгосрочных заимствований; недопущение платежных пиков в части обслуживания и погашения государственного внутреннего долга; (3) увеличение доли торгуемой части рынка государственных ценных бумаг; (4) увеличение дюрации торгуемой части рынка государственных ценных бумаг
4 Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. рублей
5 Объем торгуемого рынка ГКО-ОФЗ, млн. рублей
6 Переоформление государственных облигаций в портфеле Банка России в гг. Переоформление Переоформление –подлежало переоформлению 95 выпусков на общую сумму 299,95 млрд. рублей –в результате переоформления размещено 14 выпусков на сумму 282,41 млрд. рублей Переоформление Переоформление –подлежало переоформлению 22 выпуска на общую сумму 51,91 млрд. рублей –в результате переоформления размещено 4 выпуска на сумму 51,90 млрд. рублей
7 Рыночная доля государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, % С учетом операций РЕПО Банка России с государ- ственными облигациями Без учета операций РЕПО Банка России с государ- ственными облигациями
8 Дюрация торгуемого рынка ГКО-ОФЗ, дней
9 Доходность на рынке государственных ценных бумаг (1) доходность на рынке государственных ценных бумаг в течение гг. стабильно ниже уровня текущих показателей инфляции Как мы оцениваем такую ситуацию с доходностью? (2) существуют объективные причины низкого уровня доходности на рынке ГКО-ОФЗ: исполнение федерального бюджета со значительным профицитом позволяет проводить Минфину России консервативную политику заимствований, увеличение спроса на государственные облигации со стороны новых категорий инвесторов, укрепление национальной валюты повышает интерес к рублевым финансовым инструментам, увеличение рублевого предложения со стороны банковских институтов, в том числе в связи с ростом валютных резервов
10 Доходность на рынке ГКО-ОФЗ и текущая инфляция
11 Доходность на рынке ГКО-ОФЗ и валютный курс (рубль / доллар США)
12 Доходности рублевых инструментов, %
13 Результаты работы Минфина России в 2004 году в области государственных внутренних заимствований Чего не удалось достичь: (1) сохранение высокой концентрации отдельных участников на рынке ГКО-ОФЗ низкая ликвидность рынка ГКО-ОФЗ (2) отсутствие сегмента рынка государственных ценных бумаг для пассивных инвесторов большая доля «пассивных» участников на рынке ГКО-ОФЗ
14 Как решать указанные проблемы? (1) Повышение ликвидности рынка ГКО-ОФЗ - введение института первичных дилеров - введение «базовых» или «эталонных» выпусков государственных ценных бумаг (2) Создание нового сегмента рынка государственных ценных бумаг - запуск проекта «государственные сберегательные облигации - ГСО» - расширение круга потенциальных владельцев ГСО за счет Пенсионного фонда России, государственной управляющей компании, работающей с пенсионными накоплениями
15 Операции Минфина России на внутреннем рынке в 2004 году (на 30 ноября 2004 года) На 30 ноября 2004 года: - привлечение - 223,346 млрд. рублей - погашение - 122,741 млрд. рублей - ЧИСТОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ - 100,604 млрд. рублей в том числе переоформление портфеля Банка России: привлечение - 51,906 млрд. рублей погашение - 51,900 млрд. рублей операции на рынке и закрытая подписка: привлечение - 171,446 млрд. рублей погашение - 70,842 млрд. рублей
16 Операции Минфина России на внутреннем рынке в 2004 году (на 30 ноября 2004 года) Операции по размещению облигаций: привлечение - 171,446 млрд. рублей
17 Планируемые операции Минфина России на внутреннем рынке в 2005 году в соответствии с проектом федерального бюджета на 2005 год Операции с государственными ценными бумагамиОперации с государственными ценными бумагами привлечение - 210,861 млрд. рублейпривлечение - 210,861 млрд. рублей погашение - 85,756 млрд. рублейпогашение - 85,756 млрд. рублей ЧИСТОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ - 125,105 млрд. рублейЧИСТОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ - 125,105 млрд. рублей Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2006 года - 988,432 млрд. рублейВерхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2006 года - 988,432 млрд. рублей –в том числе государственные ценные бумаги - 954,066 млрд. рублей
18 Оценка объемов привлечения и погашения в гг.
19 Оценка изменения государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах в гг.
20 Зарубежный опыт: структура государственного долга США Государственный долг США на 31 октября 2004 года 7 429,677 млрд. долларов США