Выполнил: студент гр. Ю-11НП Мажикенов Нурлыбек
План: 1. Концепции развития науки и научного знания 2. Изменение образа науки в философии науки 3. Постпозитивизм
1. Концепции развития науки и научного знания: позитивизм О.Конта, эмпириокритицизм, логический позитивизм и другие.
Позитивизм утверждает, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально. Недостатки: эта концепция не может ответить на вопрос, как возникает сознание. Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку.
Общие черты: 1). Обращаются к истории науки (проблема развития научного знания; наука как процесс развития знания: когда и как возникает научная теория, когда происходит их изменение). 2). Отказ от жесткого разграничения научного знания на эмпирические и теоретические. Сами теории влияют на отбор фактов. 3). Отказ от четкого разделения на научное и ненаучное знание (отрицание границ между научным и философским знанием). 4) Отказ от идеи коммулятивизма – понимание и развитие знания, добытые новых знаний. Т.к. научные революции кардинально опровергли старые факты, методы. трудно говорить о характере научного знания (отказ от терминального развития, вместо него – изменение – движение в разном направлении).
КУН: Позиция Куна заключается в том, что не следует представлять науку как собрание истинных или ложных идей, высказываний, теорий, развивающихся по своим собственным законам - законам познания. В науке действует человек - ученый как субъект научной деятельности. При этом Кун подчеркивал, что научное познание осуществляется не учеными одиночками, а обществом ученых-профессионалов, действующих по неписаным правилам, которые регулируют их взаимоотношения друг с другом и обществом, в целом. Новшеством, введенным Куном в его теории, является понятие «парадигмы» и ее роли в движении науки. Как он говорит, парадигма - это не просто теория, но и способ действия в науке, или модель решения исследовательских задач.
ПОППЕР: Он считал, что ученые делают открытия восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единым высказываниям. Из гипотез общего характера выводятся предложения, которые сравниваются непосредственно с протокольными предложениями. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она, по определению, имеет гипотетический характер, то есть ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Всякая теория не надежна, подвержена ошибкам. Окончательно подтвердить теорию нельзя, за то ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Научной теорией признается лишь та концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, и, следовательно, в любой момент она может оказаться фальсифицированной. В отличие от науки философия не поддается фальсификации, то есть философия не имеет научного характера.
ЛАКАТОС: Всякая методологическая концепция должна функционировать как историографическая. Наиболее глубокая ее оценка может быть дана через критику той рациональной реконструкции истории науки, которую она предлагает. Развитие науки представляет собой конкуренцию научно- исследовательских программ, когда одна исследовательская программа вытесняет другую