Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения. Выполнил: студент гр.Ю-11НП Мажикенов Нурлыбек
План: 1. Древняя Греция – родина науки. Аристотелевско-птолемеевская картина мира. 2. Наука Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья. 3. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.
Философия – любовь к мудрости
На Арабском Востоке в Средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. Начиная с VII в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Ослабление военной мощи Византийской империи, сасанидского Ирана привело к тому, что арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, на которых был создан арабский халифат.
Средневековая западная культура – специфический феномен. Квинтэссенцией интеллектуальных достижений этого периода считается теологическая картина мира. Религия, став господствующей в Средние века, подчинила себе науку и философию. Активизация средневековой науки начинается с XIII в. – время образования европейских университетов, которые были замечательны тем, что в них были выработаны базовые ориентиры образования, которые сохранились до сего времени. Такие понятия, как университетские должности (ректор, декан, куратор), ученые звания, лекции, диспуты, экзамены, диссертации, пришли из средневековых университетов. Средневековая наука (Р.Гроссет, Р.Бэкон, Ж.Буридан, У.Оккам и др.), построив университетскую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создала непосредственные предпосылки для появления новоевропейской науки.
Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы. Наиболее знаменитые ученые этого периода – Галилео Галилей, Френсис Бэкон, Рене Декарт, Исаак Ньютон.
В учении Галилея были заложены прочные основы механистического естествознания. В центре его научных интересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели большое значение для становления механики как науки. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который сам по себе, однако, не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным и реальным (или мысленным) экспериментированием, опирающимся на строгое количественно- математическое описание. Критикуя непосредственный опыт, Галилей первым показал, что опытные данные в своей первозданности не являются исходным элементом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках. Иначе говоря, опыт не может не предваряться определенными теоретическими допущениями, не может не быть «теоретически нагруженным».
Философия Ф.Бэкона была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. В своем произведении «Великое Восстановление Наук» Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. Заслуга Бэкона, в частности, состоит в том, что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувствительных данных, а именно из целенаправленного организованного опыта, эксперимента.
Великий английский ученый Исаак Ньютон в своих трудах (главный из которых – «Математические начала натуральной философии») сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера (создав тем самым небесную механику), и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские приливы и другое). Кроме того, Ньютон – независимо от Лейбница – создал дифференциальное и интегральное исчисление как адекватный язык математического описания физической реальности.
Спасибо за внимание!