Педагог-библиотекарь Орт И.В г.
Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда»
В первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой. Мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
Кирилл и Мефодий
В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие Н.Богданов-Бельский «Устный счёт»
«Корень учения горек, но плод его сладок»
Для уроков нужны были «ручка» и «бумага» В школах писали на вощёных дощечках палочками, на коре берёзы, глиняных табличках, на пергаменте Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Новгород. XI – XV век
Грамота Церковное пение Грамматика («первая из семи знатных наук») Арифметика Геометрия (география и космогония) Иностранный язык История (изучение летописей) «Дворянские науки» с XVIII века (изящные манеры, фехтование, верховая езда, танцы и пение, стихотворство и рисование)
В древней русской школе не было ни переменок, ни директора, а всего лишь один учитель Ученье шло с утра до вечера, в середине дня перерыв, чтобы ученики могли пообедать Не было отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – вот плётка, вот розги… Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси»
Часто в школах того времени применялись наказания телесные и моральные. «Розга ум вострит и возбуждает память» («Азбука» 1679 года) А.Венецианов «Мальчик с розгой»