Метод художественного объективного и всестороннего отображения действительности в искусстве
Правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду искусства Никакого приукрашивания внешнего или внутреннего Реализм не допускал
Первобытность – наивный реализм 1 Античность –мифологический реализм 2 Возрождение – подражание природе 3 Просветительский реализм – 18 в 4 Реализм – 19 – 20 в 5
М. Горький
В 30 – 40-е годы XIX века в русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе появляются и развиваются ростки нового направления – реализма.
В середине XIX века реализм становится ведущим и наиболее влиятельным стилем искусства. Русский художественный критик и историк искусства Стасов называл реализм свежим веянием в искусстве- новым художественным движением. Иными словами, перед искусством стояли новые задачи, была определена новая суть художественного стиля.
Понятие «реализм» очень сложное и многогранное, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. Можно дать определение данного понятия и в широком смысле слова, и для повседневной жизни, и для сферы художественной деятельности. В искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма, т.к. творчество художников не ограничивается рамками только лишь одного художественного стиля.
Только в XIX в. реализму суждено было обрести свой особый почерк и оформиться в новое художественное направление, которое проявилось в различных видах искусства: живописи и графике, скульптуре, музыке и в особенности в литературе. Воспроизводя действительность такой, «как она есть», художники- реалисты не стремятся к её точному копированию, в их произведения остается достаточно места для творческого воображения и фантазии (часто реализм путают с натурализмом- точное копирование явлений действительности)
Автопортрет Ради искусства он пожертвовал своим личным счастьем. «Меня не станет на две жизни, на две задачи, на две любви», - писал он.
«На брюхе - шёлк, а в брюхе – щёлк» - это народное изречение Федотов вспоминал, работая над картиной. «Завтрак аристократа» (Не в пору гость)
«… начинается рассказ О том, как люди на свете живут, Как иные за чужой счет жуют, Сами работать ленятся, Так на богатых женятся…» «Майор толстый, бравый, Карман дырявый. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь...» «Сватовство майора»
«Свежий кавалер» (Утро чиновника, получившего накануне первый крестик)
«Разборчивая невеста»
В его творчестве представлена целая галерея образов русских крестьян, их тяжелого крестьянского труда и быта. Организовал живописную школу, которая стала первым учебным заведением в России, где обучались в основном крепостные крестьяне, мастеровые и мещане.
«Девушка с васильками»«Девушка с телёнком»
А. Венецианов «Захарка» А. Венецианов «Девушка в платке»
Вот те и батькин обед
Вторая половина 19 века ( гг.) - Обличительная направленность Реализм в России 1870 – 1890 гг. – Передвижники (цель – показ облика России и души русского народа)
И. Н Крамской Портреты представителей отечественной культуры К. Л. Савицкий Герои – люди наёмного труда В. Е. Маковский Картины - рассказы И. Е. Репин Жанровая живопись В. И. Суриков Историческая живопись И. И. Шишкин Пейзаж В. М. Васнецов Фольклор, декорации
В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно- исторические формы и творческие методы- просветительский, критический и социалистический.
Просветительский реализм- обращение к изображению повседневной жизни людей; его развитие связано с творчеством мастеров эпохи Просвещения
Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе.
Автопортрет
«Спящие дети»
В.Г. Перов «Проводы покойника»
В.Г. Перов «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду»
В. Г. Перов «Чаепитие в Мытищах»
В.Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»
Социалистический реализм утверждал в доступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений.
Художники- натуралисты
СТР