Подготовлено Коваленко В.Я Понятие поликультурнойй личности
Что такое поликультурная личность? Поликультурная личность – это… Канадский учёный Дэвид Бурже считает поликультурнойй личность, принимающую жизненные образцы, отличающиеся от его собственных, психологически и социальн о готовую принять различные культурные реальности, имеет активную жизненную позицию. Российский исследователь Д. Дмитриев первостепенным качествами поликультурнойй личности считает умение «работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе». Л.В. Колобова, изучая процесс становления личности в поликультурнойм образовании, выделяет так ие ее особенные характеристики: интеркультурная коммуникация, интеграция личности в культ уру, ее самоидентификация, возможность самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой Некоторые исследователи этнос- и поликультурнойго образования опираются на этноскультурный компонент, считая наиболее значимыми следующие характеристики поликультурнойй личности: уважение культур и традиций разных народов, потребность в своей национальной культуре и языке, понимание диалога культур как высшей формы общения, уважение к иным культурам, способность к конструктивному диалогу.
Качества поликультурнойй личности – … может принимать и понимать различные культурные реальности; имеет активную жизненную позицию; является субъектом полилога культур обладает развитым чувством эмпатии и толерантности; эмоциональной устойчивостью; умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп; способная к успешному самоопределению; способная к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества.
Поликультурное образование Что это? Система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности. Это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурнойй среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, воспитания, понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним.
Основные принципы ПО Определяющие принципы современного поликультурнойго образования: 1)Принцип полилингвальности; 2)Принцип преемственности; 3)Принцип дифференциации и разнообразия; 4)Принцип креативности; 5)Принцип культурной целостности; 6)Принцип вариативности; 7)Принцип этической актуальности.
Принцип полилингвальности языковая компетенция поликультурной- ориентированная личность способ постижения мира приобщение к культуре принадлежность к планетарному культурному сообществу
Принцип преемственности от поколения к поколению обеспечение открытости для взаимодействия цивилизационное развитие нации заимствовать полезное и нужное от других культур
Принцип дифференциации и разнообразия разнородный этнический состав многомерная культура нет усреднению и унификации условия комплиментарности культур и языков
Принцип креативности человек саморазвитие творческое преобразование интеллектуальный труд цель общественного и культурного развития
Принцип культурной целостности культура как сущностная основа культурные нормы образцы деятельности и поведения культурные практики
Принцип вариативности индивидуализация образования многообразие учебных программ внимательное отношение к потребностям каждого гибкость учебных программ образовательные технологии
Принцип этической актуальности морально-этический потенциал универсальная основа для воспитания духовно-нравственные ценности и достижения всех культур образовательная актуальность
Основные принципы ПО Определяющие принципы современного поликультурнойго образования: 1)Принцип полилингвальности; 2)Принцип преемственности; 3)Принцип дифференциации и разнообразия; 4)Принцип креативности; 5)Принцип культурной целостности; 6)Принцип вариативности; 7)Принцип этической актуальности.
Конкретные задачи ПО полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры; формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом; воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества; создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениям и; формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Задание
Список литературы Bourget, J. Development of Polycentric Consciousness: A Model for Multicultural Education [Электронный ресурс] / J., Bourget. Дергунова Е.Ю., Калдыбаева А.Т. Педагогические условия формирования поликультурнойй личности студентов языковых специальностей ВУЗов // Universum: Психология и образование : электрон. научно. журн (35). Юдакина С.И. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХ СЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Ч асть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.