Тeхнологии индивидуализации обучения Презентация подготовлена Вероникой Яновной Коваленко
Индивидуализация обучения Современное содержание образования рассчитано на среднего ученика и закреплено государственным образовательным стандартом. Индивидуальное же время, затрачиваемое учащимися на усвоение данного объёма учебной информации, не совпадает со средним, отводимым официальным учебным планом. Преодоление этого противоречия составляет основную цель технологии индивидуализации обучения.
Индивидуальное обучение форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1)учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2)один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.); 3) двое учащихся взаимодействуют между собой (взаимообучение) без непосредственного участия учителя.
Индивидуальный подход принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно- воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
Индивидуализация обучения направление в развитии образовательных технологий, которое предполагает углублённую диагностику личности ребёнка, проектирование на этой основе индивидуальной программы его обучения и развития, рефлексию результатов; предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора содержания и методов, принятия решений, самоанализа, самооценки в области обучения; деятельность педагога и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, самостоятельности, интеллектуального самостроительства личности; повышение роли самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе.
В современной отечественной педагогической практике и теории можно называть наиболее яркие примеры технологий индивидуализации обучения, организационно связанные с наличием класса и школы: проектный метод; технология продуктивного образования; технология индивидуализированного обучения И.Э. Унт; адаптивная система обучения А.С. Границкой; обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.
Технология индивидуализированного обучения И.Э. Унт Гипотеза И.Э. Унт: в современных условиях главная форма индивидуализации обучения самостоятельная работа ученика в школе и дома. Технология И.Э. Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.
Адаптивная система обучения А.С. Границкой Гипотеза А.С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. Технология А.С. Границкой: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая обучение всех, часть вторая два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщённых схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).
Обучение на основе индивидуально- ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребёнку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Технология В.Д. Шадрикова: Учебные предметы по представленности в них абстрактного и конкретного материала можно разделить на три группы: математика (абстрактный); физика, астрономия, музыка, черчение, химия (абстрактно- конкретный); литература, русский язык, история и др. (конкретный).
Индивидуальная образовательная программа Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами обучения: 1. Занятие в классе. 2. Групповые занятия. 3. Самостоятельное изучение. 4.Практика. 5. Домашняя самостоятельная работа.
Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении Индивидуальная образовательная программа в профильном обучении является скорее индивидуальным учебным планом, соединенным с особенностями организации учебного процесса. Компоненты содержания индивидуальной образовательной программы: 1. Инвариантная часть (единый обязательный перечень). 2. Выбор уровня изучения предметов базисного учебного плана. 3. Выбор профильной дисциплины. 4. Выбор спецкурса, факультатива. 5. Учебно-научно-исследовательская деятельность. 6. Выбор вида профессиональной подготовки. 7. Занятия в учреждении дополнительного образования.
Технологии различных видов индивидуального обучения Самостоятельная работа учащихся Работа с неуспевающими Система бригадно-индивидуального обучения Открытая школа индивидуального обучения Индивидуальный план в школе США
Использованная литература Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, с. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (Лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. – М.: ВК, – 336 с.