МБОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа 2» Интегрированный урок ( 11 класс, литература и история) Преподаватели: Новокшенова О.В. Преподаватели: Новокшенова О.В. Паушкина Е.А. Паушкина Е.А.
Тема урока: Роман М. Шолохова «Поднятая целина» - суровая летопись коллективизации
Цель урока: На примерах изученного материала по курсу истории России и роману Шолохова «Поднятая целина» проанализировать становление и развитие коллективизации
Задачи: 1. Проанализировать произведение Шолохова «Поднятая целина» с исторической точки зрения 2. Охарактеризовать главных героев и дух времени 3. Определить исторические рамки сюжета произведения 4. Выяснить основные направления внутренней политики в СССР, отраженные в произведении 5. Познакомиться с особенностями коллективизации в Шегарском районе
Какая историческая эпоха изображена на иллюстрациях?
Какой исторический процесс называется коллективизацией?
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ - КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ - политика преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30-е гг. на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности политика преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30-е гг. на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности
С началом индустриализации был взят курс на проведение коллективизации сельского хозяйства, задача которого в официальных документах провозглашалась как «осуществление социалистических преобразований в деревне» С началом индустриализации был взят курс на проведение коллективизации сельского хозяйства, задача которого в официальных документах провозглашалась как «осуществление социалистических преобразований в деревне»
Кто находился у власти?
И.В. Сталин (Джугашвили)
7 ноября 1929 г. в «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось «о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию» 7 ноября 1929 г. в «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось «о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию»
Какой промежуток времени затрагивает коллективизация? Какой промежуток времени затрагивает коллективизация?
5 января 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» Оно устанавливало жесткие сроки завершения коллективизации: для Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги – осень 1930 г., в крайнем случае весна 1931 г., для остальных зерновых районов – осень 1931 г. или не позже весны 1932 г. Для остальных районов страны в пределах пяти лет Оно устанавливало жесткие сроки завершения коллективизации: для Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги – осень 1930 г., в крайнем случае весна 1931 г., для остальных зерновых районов – осень 1931 г. или не позже весны 1932 г. Для остальных районов страны в пределах пяти лет
Кто из писателей наиболее ярко отобразил процесс коллективизации?
М.А. Шолохов ( )
Первая книга «Поднятой целины» написана в 1932 г., вскоре после «великого перелома» - поворота страны по всеобщей коллективизации Первая книга «Поднятой целины» написана в 1932 г., вскоре после «великого перелома» - поворота страны по всеобщей коллективизации
Вторая книга «Поднятой целины» была написана в 1959 г. Вторая книга «Поднятой целины» была написана в 1959 г. Это одно из первых произведений, в котором отражены трагические процессы, происходившие в деревне на рубеже х гг. Это одно из первых произведений, в котором отражены трагические процессы, происходившие в деревне на рубеже х гг.
Основные силы села: «кулаки»«середняки»«бедняки»
Два приезда в Гремячий Лог. Смысл экспозиции романа
«Год великого перелома» в судьбах народных: - убийство семьи Хопровых; - вступление в колхоз Кондрата Майданникова; - раскулачивание семей Дамасковых, Лапшинова; - вступление гремяченцев в партию; - сцена «бабьего бунта»; - Давыдов, Нагульнов, Разметнов в финале романа
Раскулачивание Кулацкие хозяйства ликвидировали прежде всего для того, чтобы обеспечить коллективные хозяйства материальной базой. Кулацкие хозяйства ликвидировали прежде всего для того, чтобы обеспечить коллективные хозяйства материальной базой. С конца 1929 до середины 1930 г. было раскулачено свыше 350 тыс. крестьянских хозяйств, а их имущество передано колхозам. С конца 1929 до середины 1930 г. было раскулачено свыше 350 тыс. крестьянских хозяйств, а их имущество передано колхозам. Норма раскулачивания равнялась 5-7% от числа крестьянских дворов. Норма раскулачивания равнялась 5-7% от числа крестьянских дворов. На самом деле в отдельных районах число раскулаченных достигло 15-20% На самом деле в отдельных районах число раскулаченных достигло 15-20%
2 марта 1930 г. в «Правде» была опубликована статья «Головокружение от успехов» Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что «нельзя насаждать колхозы силой». После этой статьи большинство крестьян стали воспринимать Сталина как народного заступника. Начался массовый выход крестьян из колхозов
В сентябре 1930 г. ЦК ВКП (б) направил местным партийным организациям письмо, в котором осудил их пассивное поведение, боязнь «перегибов» и потребовал «добиться мощного подъема колхозного движения». В сентябре 1931 г. коллективные крестьянские хозяйства объединяли уже 60% крестьянских дворов, а в 1934 г. – 75%
Результаты коллективизации: 1. За гг. валовое производство зерна сократилось на 10 % 2. Поголовье крупного рогатого скота и лошадей за гг. сократилось на треть, свиней в 2 раза, овец – 2,5 раза 3. Голод гг., охвативший млн. человек 4. Урбанизация сельского населения 5. Отправлены в лагеря 60 тыс. человек
Коллективизация в Шегарском районе (сообщение учащегося)
Проверь себя: 1. КАКОЙ НАГРАДЫ БЫЛ УДОСТОИН ШОЛОХОВ ЗА РОМАН «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»? а) ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИИ б) МЕЖДУНАРОДНОЙ «ЭТНА ТАОРМИНЕ» в) НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ 2. РОМАН БЫЛ ЗАКОНЧЕН В: а) 1930 г. б)1942 г. в)1959 г. 3. КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СЕЛЬСОВЕТА В ХУТОРЕ ГРЕМЯЧИЙ ЛОГ? а) РАЗМЕТНОВ б) ДАВЫДОВ в) ОСТРОВНОВ 4. ОПИСАНИЯ КАКИХ ПЕРСОНАЖИЙ ПРИВЕДЕНЫ: а) «ПРИЕЗЖИЙ СНЯЛ БАШЛЫК И ПАПАХУ, ОБНАЖИВ МОГУЧИЙ УГЛОВАТЫЙ ЧЕРЕП, ПОКРЫТЫЙ РЕДКИМ БЕЛЕСЫМ ВОЛОСОМ» б) «ПРИЕЗЖИЙ САМ НАЧАЛ РАСПРЯГАТЬ ЛОШАДЕЙ, ПОМОГАЯ КУЧЕРУ И ОБНАРУЖИВАЯ ДАВНИШНЕЕ УМЕНИЕ И СНОРОВКУ В ОБРАЩЕНИИ С КОНЕМ» в) «ОН БЫЛ КРАСИВ ТОЙ НЕБРОСКОЙ, НО ЗАПОМИНАЮЩЕЙСЯ МУЖЕСТВЕННОЙ КРАСОТОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ СЛИШКОМ ХИЩНЫЙ ВЫРЕЗ НОЗДРЕЙ НЕБОЛЬШОГО ЯСТРЕБИНОГО НОСА»
5. КАКИЕ РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕНА НАЗВАНЫ В РОМАНЕ? а) АЛЕКСАНДР 1 б) СТАЛИН в) ХРУЩЕВ 6. КОМУ ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ СЛОВА: «ТЯНУЛ ЩУКУ, А ВЫТЯНУЛ ПАРНИШКУ» а) ЛУШКЕ б) Т. РВАНОМУ в) ДЕДУ ЩУКАРЮ 7. КЛИЧКА КОЗЛА ДЕДА ЩУКАРЯ: а)ТРОФИМ б)ПЕТР в)ЯШКА 8. В КАКОМ ГОДУ БЫЛА НАПИСАНА СТАТЬЯ «ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ»? а) 1929 б) 1930 в)1931
Домашнее задание: Приготовить сообщение на тему: «Как коллективизация отразилась на вашей семье»