Речевое развитие на музыкальных занятиях в детском саду. Автор: музыкальный руководитель АЛЕКСЕЕВА Н.В. Тольятти 2017
Речевое развитие в детском саду имеет важную роль в общем развитии ребенка на всех возрастных этапах. Во многих педагогических методиках используется богатый лексический материал, направленный на речевое развитие ребенка с самого раннего детства.
Речевой материал на музыкальных занятиях в детском саду включает малые формы русского фольклора и стихи детских поэтов и включает пальчиковые игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями или игрой на детских музыкальных инструментах. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит муз. играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Обучение детей на музыкальных инструментах является средством решения следующих задач: развитие чувства ритма, развития памяти и внимания, координации движений, мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи у детей.При разработке занятий используются рекомендации Министерства образования РФ от г 65/23- 16,где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения. Обучение детей на музыкальных инструментах является средством решения следующих задач: развитие чувства ритма, развития памяти и внимания, координации движений, мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи у детей.При разработке занятий используются рекомендации Министерства образования РФ от г 65/23- 16,где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца и мн.др. Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию(«Система элементарного музицирования»,Т.Н.Тютюнниковой, «Логоритмика»,М.Ю.Картушиной, различные фонетические, логопедические ритмики и пр.)
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с раннего возраста и в доступной для дошкольников форме : ритмических упражнениях и играх.Формированием представлений о музыкальном, двигательном, речевом ритмах осуществляется на занятиях музыки в неразрывном единстве.
Все упражнения, игры проводятся по подражанию.Речевой материал предварительно не заучивается. При массаже рук и ног желательно сразу приучать детей выполнять движения от периферии к центру (например: от кисти к плечу, или от бедра к стопе). А теперь перейдем к практике. Представьте на миг, что Вы – это ваши дети… Все упражнения, игры проводятся по подражанию.Речевой материал предварительно не заучивается. При массаже рук и ног желательно сразу приучать детей выполнять движения от периферии к центру (например: от кисти к плечу, или от бедра к стопе). А теперь перейдем к практике. Представьте на миг, что Вы – это ваши дети…
Мастер-класс «БОЛТЛИВЫЙ ДОЖДИК» Мастер-класс «БОЛТЛИВЫЙ ДОЖДИК» Педагог: Ребятки, что- то мы с вами засиделись! Один-два-три-четыре-пять- Не пора ли нам гулять? Покажем, как пошли гулять наши пальчики.
Пальчиковая игра « Прогулка ». Пальчиковая игра « Прогулка ». Пошли пальчики гулять. А вторые догонять. Третьи пальчики бегом А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал. Педагог : Пальчики погуляли, теперь пошли гулять ножки.
Двигательное упражнение « НОГИ и НОЖКИ ». Большие ноги шли по дороге : Топ - топ, топ - топ. Маленькие ножки бежали по дорожке : Топ - топ, топ - топ, топ - топ, топ !
Упражнение на развитие дыхания « К СОЛНЫШКУ ». Руки к солнцу поднимаю … И вдыхаю, и вдыхаю. Ну, а руки опускаю … Воздух тихо выдыхаю. ( Ф - ф - ф …) Это очень хорошо, Что сегодня дождик шел ! А теперь, ребята, снова наши ножки пойдут по дорожке.
ИГРА на детских музыкальных инструментах : Упражнение с музыкальными инструментами ( с колокольчиками ). « БОЛТЛИВЫЙ ДОЖДИК » Дождик, дождик, кап - кап, кап ! Мокрые дорожки, Нам нельзя идти гулять : Мы промочим ножки. Педагог : Придется, нам ребята спрятаться от дождя и посидеть в группе. Но это ничего, мы ведь - дружные ребята !
Пальчиковая ИГРА « ДРУЖБА » Пальчиковая ИГРА « ДРУЖБА » Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. С вами мы подружимся Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять …( можно повторить )
Мы немного отдохнем, делать мы массаж начнем : МАССАЖ тела « ГРИБНОЙ ДОЖДИК » Дождевые капли, Прыгайте в ладошки ! Дождевые капли, Вымоете мне ножки ! Дождевые капли, Бейте по спине ! Дождь грибной, Но нужно Подрасти и мне ! - Хлопать правой и левой ладонями по - очереди. - Хлопать обеими ладонями по бедрам до колен. - Стучать правой рукой по левому плечу и наоборот. - Тянутся обеими руками вверх, вы - прямляя спину.
Ритмическая ИГРА « ПРОЩАНИЕ С ДОЖДЕМ » Дождик, дождик не грусти ! Кап - кап, кап - кап ! Снова в гости приходи ! Кап - кап, кап - кап ! Дождик ушел. Давайте и мы с вами пойдем гулять ! Двигательные упражнения. Ножки, ножки, бежали по дорожке. Бежали лесочком, прыгали по кочкам, Прыг - скок, прыг - скок, Прибежали на лужок, Сели дружно все в кружок !
Кроме ребят по лужицам прыгал и дождик. А как он это делал, покажут наши пальчики : Ритмическая ИГРА « Дождь частый и редкий » Дети ударяют по ладони указательным пальцем другой руки с проговариванием ритмослогов « КАП - КАП », в соответствии с заданием педагога. Можно использовать музыкальные палочки, ударяя ими друг о друга в ритм слогов.
Дождик в лужицах, смотри, Надувает пузыри ! Пузыри и там и тут, Словно лодочки плывут. ( стихи Н. Пикулева ) Русская народная ИГРА « ПУЗЫРЬ » Надувайся, пузырь ! Надувайся, большой ! Оставайся, пузырь, Вот такой, вот такой ! И не лопайся ! Лопнул ! Пш - ш - ш … ( ИГРУ можно повторить дважды ).
И в завершении, хотелось бы пожелать,Вам, уважаемые родители, хорошей погоды, теплых грибных дождей.И главное- больше разговаривайте с вашими детьми с любовью, с улыбкой, почаще играйте с ними, вместе пойте, слушайте хорошую народную и классическую музыку.И успех непременно будет с Вами и Вашими детьми! Спасибо за внимание!