Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ Подготовила: воспитатель Азанова Н. Н.
Что такое ТРИЗ? Т-теория Р- решения И- изобретательских З- задач Автор- Г.С. Альтшуллер
Цель ТРИЗ Развитие творческой личности; Развитие системного мышления; Развитие фантазии; Стремление к новизне; Речевое развитие; Развитие качеств личности ребенка: гибкость, подвижность, системность, диалектичность, активность. Познание способов решения задач;
Где используют Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно- эстетическое развитие. Социально- коммуникативное развитие. Физическое развитие.
Первый этап Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Выявлять признаки объектов.
Игра «Хорошо- плохо» Цель: Уметь видеть в одной ситуации положительную и отрицательную стороны, доказывая это.
Второй этап Цель второго этапа – учить воспитанников фантазировать, изобретать.
Метод морфологического анализа Цель: развитие творческого воображения, преодоления стереотипов.
ММЧ( метод маленьких человечков) Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный);развитие воображения, умения моделировать строение веществ, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Третий этап Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ и РТВ.
Приемы фантазирования Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер: увеличение-уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение, динамизация- статика, специализация-универсализация, ускорение- замедление, приём «Наоборот».
Эвроритм Эвроритм прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: функция и противоречия в данном объекте варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?) анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть? анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция? анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными)
Метод РВС Цель: Преодоление «инертности» мышления, расширение пространственно- временных представлений Р – размер В – время С - стоимость
Четвертый этап На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Метод Мозгового Штурма Цель: используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
Метод синектики Цель: Развитие творческого мышления, памяти Методы синектики: Сравнение живых и неживых предметов; Эмпатия; Фантастическая аналогия; Символическая аналогия; Прямая аналогия
Методика использования загадок Цель: Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие речевой деятельности.
Игра «Да- нет-ка»
«Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих стереотипов в своём познании мира» Л.С. Выготский