Модель ADL-LC Модель ADL-LC (ADL аббревиатура названия известной консалтинговой фирмы Arthur D. Little, a LC сокращение от Life Cycle жизненный цикл)
Модель ADL / LC или матрица ADL это многофакторная модель для стратегического анализа диверсифицированных компаний, а также инструмент стратегического управления, который обосновывает принятие решений по стратегиям отдельных бизнесов организаций была создана бостонской консалтинговой фирмой Arthur D. Little в 1970 году можно использовать как на корпоративном уровне, так и на уровне отдельных хозяйственных звеньев
Ось Х - конкурентное положение вида бизнеса Ось У - стадия зрелости отрасли бизнеса Х У 2 ПОКАЗАТЕЛЯ
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОТРАСЛИ 4 СТАДИИ
отдельно взятый вид бизнеса любой корпорации может находиться на одной из указанных стадий жизненного цикла, и, следовательно, его нужно анализировать в соответствии именно с этой стадией РОСТ ЗРЕЛОСТЬ РОЖДЕНИЕ СТАРОСТЬ СТАДИИ ЗРЕЛОСТИ ОТРАСЛИ (ОСЬ Y)
Рождение изменения в технологии; фрагментарность предложений на быстро меняющемся рынке и энергичный поиск потребителей; быстрый рост продаж, но без прибыли, потому что все поглощают инвестиции; поток денежной наличности отрицательный, так как он поглощается на развитие рынка Развитие (рост) быстрый рост продаж; появляется и быстро растет прибыль, но поток денежной наличности еще может оставаться отрицательным Зрелость объем продаж становится максимальным прибыль тоже достигает максимального уровня; поток денежной наличности становится положительным и постепенно нарастает Старость объем продаж падает; прибыль снижается; поток денежной наличности снижается, но медленнее, чем прибыль ОСОБЕННОСТИ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПО МОДЕЛИ ADL-LC
МАТРИЦА МОДЕЛИ ADL-LC вид бизнеса может занимать одну из 5 конкурентных позиций ведущая сильную заметная прочную слабую
ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ БИЗНЕСА ПО МОДЕЛИ ADL-LC СЛАБАЯПРОЧНАЯЗАМЕТНАЯСИЛЬНАЯВЕДУЩАЯ у бизнеса есть ряд критически слабых сторон; в данной позиции бизнес самостоятельно выжить не может бизнес дает прибыль; бизнес специализируется в своей нише рынка и имеет в ней достаточную прочность; у бизнеса минимальные самостоятельные возможности выхода из данной позиции у бизнеса есть заметные особенности и преимущества; весьма прочные позиции в своих специализированных нишах; у бизнеса есть значимый потенциал для улучшения конкурентной позиции для бизнеса характерны сильные конкурентные преимущества; возможна самостоятельная бизнес-стратегия без учета поведения главных конкурентов; позиция бизнеса сильна, но не абсолютна данную позицию на рынке может занимать только один бизнес; он устанавливает на рынке свой стандарт и контролирует другие бизнесы; конкурентное преимущество практически абсолютное; бизнес-стратегия полностью самостоятельная
ПЕРЕМЕННЫЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МОДЕЛИ ADL-LC Переменные сильных сторон бизнеса (ОСЬ Х) Переменные стадий жизненного цикла (ОСЬ Y) Общая конкурентоспособность Патенты Эффективность производства Гарантийное обслуживание Вертикальная интеграция Отношение менеджмента к риску Стадия жизненного цикла Темпы роста рынка Характеристики конкуренции Приверженность клиента к торговой марке Стабильность доли на рынке Препятствие на входе нетехнологического плана Широта производственных линий Развитие технологий
Фактор РождениеРост ЗрелостьСтарость Темп роста ?> ВНП< ВНП< 0 Предсказуемость роста ?Неопределенный Хорошо известный Продуктовая линия Базовая РазнообразнаяОбновленная Сужающаяся Число конкурентов Возрастающее Большое и возрастающее число с последующим уменьшением Немного постоянных Сокращение Деление рынка Фрагментарное Фрагментарное; Несколько лидеров Концентрация Дальнейшая концентрация Стабильность доли рынка Непостоянная Лидеры меняются позициями Закрепившиеся лидеры Высокая стабильность Постоянство потребителей Никакого или небольшое Некоторое; агрессивные покупатели Установление определенных покупательских предпочтений Постоянство Стартовые барьеры Практически никаких Достаточно низкие ВысокиеОчень высокие Технология Разработка концепции и продукта Отработка и расширение продуктовой линии Обновление продуктовой линии Минимально необходимая значения переменных, характерные для разных стадий жизненного цикла отрасли
Каждая клетка матрицы ADL характеризует бизнес с разных сторон, но при этом 4 аспекта являются ведущими:
ТИПОВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УТОЧНЕНИЯ (ТПУ) ПО МОДЕЛИ ADL-LC п / п Наименование уточнения п / п Наименование уточнения 1 Прямая интеграция 13 Новые продукты / новые рынки 2 Обратная интеграция 14 Системное повышение эффективности 3 Вхождение в рынок 15 Действия при национализации рынка 4 Первичное развитие рынка 16 Полная рационализация бизнеса 5 Увеличение производственных мощностей 17 Улучшение ассортимента продукта 6 Рационализация дистрибьюторской системы 18 Совершенствование продукта 7 Развитие производства за рубежом 19 Традиционные продукты / новые рынки 8 Развитие бизнеса за рубежом 20 Традиционные продукты / традиционные рынки 9 Экспорт традиционного продукта 21 Переход на эффективную технологию 10 Лицензирование за рубежом 22 Традиционное снижение стоимости 11 Осторожные действия 23 Обеспечение выживания 12 Новые продукты / традиционные рынки 24 Отказ от бизнеса
В соответствии с указанными оценочными показателями осей матрицы ADL проводится целевой анализ каждого конкретного бизнеса организации, по результатам которого все бизнесы заносятся в конкретные клетки и точки матрицы По бизнесам, которые попали в определенные клетки матрицы из возможных вариантов, делается выбор одного конкретного стратегического маршрута, в рамках которого из набора ТСУ формируется типовая стратегия Посредством специальных процедур и аналитических инструментов производится стратегическая балансировка всего бизнес-портфеля организации Основные моменты стратегического анализа и разработки стратегий с помощью модели ADL–LC сводятся к следующим действиям
Характеристики позиций по модели ADL–LC
20 различных стратегий, которые формируются на основе разного сочетания зрелости отрасли и конкурентной позиции компании в отрасли
поток денежной наличности положителен, или же обеспечивает равенство суммы денежной наличности, генерируемой зрелыми или стареющими видами бизнеса, и суммы, расходуемой на развитие зарождающихся и растущих видов бизнеса ОСОБЕННОСТИ СБАЛАНСИРОВАННОГО ПОРТФЕЛЯ СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ МОДЕЛИ ADL средневзвешенная норма прибыли на чистые активы (Return On Net Assets - RONA) по всем видам бизнеса удовлетворяет целями организациями Чем больше видов бизнеса, занимающихся ведущее, сильное или благоприятное, (заметное) положение, тем лучше бизнес-портфеля организации виды бизнеса находятся в различных стадиях своего жизненного цикла
RONa-ГРАФ Цифра в соответствующей ячейке матрицы показывает вклад данной ячейки в конкретный финансовый показатель; объем продаж и активы выражаются в процентах по отношению к продажам и активам корпорации. Например, относительный вклад ячейки в объем продаж корпорации будет вычислен следующем образом: