Индивидуализация обучения с учетом психологических особенностей обучающихся. Типы восприятия. Типы восприятия.
«Причина половины наших ошибок в жизни в том, что мы чувствуем тогда, когда нам нужно думать, и думаем тогда, когда нам нужно чувствовать». Дж. Чартон Коллинз
система, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту способ получения человеком информации из внешнего мира преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира Репрезентативная система -
Репрезентативная система Аудиал Визуал Кинестетик Дигитал
К сведению: Дискреты 1-2%. Кинестетики от 3 до 5-8%. Аудиалы 10-12%. Визуалы 80-85%
Паровоз ощущений
Проследите за взглядом своего коллеги, зафиксируйте ответ. Работа в парах
Интерпретация
Опросник Васильевой Н.Л.
ключевые слова: видеть, показывать, обозревать, наблюдать, смотреть, ярко, туманно…; наблюдательны; ориентированы на внешний вид; не отвлекаются на шум; в чтении успешны; хорошо запоминают образы; движения резкие и порывистые; дыхание быстрое, активная жестикуляция; обладают высоким голосом; глаза часто мигают; прищуриваются, хмурят брови; во время молчания губы сжаты; в разговоре большая дистанция с собеседником;
ключевые слова: слушать, звучать, настраивать, оглушить, скрипеть, звенеть… разговаривают сами с собой; легко отвлекаются на шум; говорят ритмично, легко повторяют услышанное; разговорчивы, любят дискуссии, споры, размышления; шевелят губами, проговаривая слова при чтении; при общении руки сложены на груди, мало жестикулируют; в разговоре средняя дистанция; дышат полной грудью.
ключевые слова: чувствовать, ощущать, касаться, вздох, потеплело, похолодало… при чтении водит пальцем; слаб в деталях; лаконичен; запоминают посредством мышечной памяти; обладают хорошей координацией движений; дыхание глубокое, ритмичное; говорит медленно, соотносит слова с ощущениями; часто наклоняются вперёд; при общении стоят близко, касаясь людей.
Диагностика типа восприятия ребенка: Наблюдение; Тесты для школьников; Опросники для взрослых
При обучении визуалов: использовать: - слова, схемы, таблицы; выделять цветом важнейшие пункты или аспекты содержания; записывать действия; читать текст учебника самостоятельно; сравнение образов и обращение к прошлому; чтение по ролям; свободное выражение своих мыслей; хорошее освещение.
При обучении аудиалов: -использовать вариации; -использование лингафонной системы; -обстановка тишины; -рассказывать; -чтение стихов; -ответы хором; -анализ звуков; -предпочтительны счёт и письмо; -хорошо осваивают иностранные языки.
При обучении кинестетиков: -использовать жесты, прикосновения; -медленно излагать материал; -предлагать задания, связанные с практической деятельностью; -отбивать ритм стихов рукой или ногой; -иногда стоять во время урока или отвечать сидя; -сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения.
Замечания ученикам на языке его типа восприятия: визуалу – покачать головой или погрозить пальцем; аудиалу – сказать шёпотом: «Ш-ш-ш», «Потише»; кинестетику – легко прикоснуться к плечу.
Аудиальным людям нравится, как звучит идея, Визуальный человек видит возможности, Кинестетик может испытывать теплые чувства к этой идее.
Практическое задание
…………………….. Занимаясь творчеством, соответствующим доминирующему каналу восприятия ребенка, не следует забывать об остальных. …………………… Не сравнивайте учеников: все они по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем.
Спасибо за внимание! Успехов в работе!