Дипломная работа по теме «Повышение учебной мотивации школьников через применение метода ситуационных задач на уроках ОБЖ при изучении темы: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни».
Проблема исследования: каким образом повысить уровень мотивации учащихся 5 класса к изучению учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Объект исследования: методы повышения внутренней мотивации школьников к учебному предмету. Предмет исследования: ситуационные задачи, используемые при изучении темы: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни». Цель исследования: повысить уровень внутренней мотивации и знаний школьников при изучении темы: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни» в 5 классе с использованием метода ситуационных задач. Гипотеза исследования: использование метода ситуационных задач позволит повысить уровень внутренней мотивации и уровень знаний учащихся пятых классов при изучении темы: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни». Задачи исследования: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно- методическую литературу по проблеме повышения уровня учебной мотивации к предмету ОБЖ. Разработать и применить на практике методику проведения учебных занятий при изучении темы «Обеспечение безопасности в повседневной жизни» с использованием метода ситуационных задач. Проанализировать результаты педагогического эксперимента и сделать выводы.
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен «Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей». Т.Д. Дубовицкая Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии. Внешние мотивы в обучении: Отметки; Вынужденный долг; Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; Избегание наказания. Внутренние мотивы в обучении: Удовлетворение от самой деятельности; Прямой результат деятельности; Стремление к успеху, Понимание необходимости для жизни; Учение как возможность общения.
Главная задача мотивации учения -организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими: - укрепление «открытости к воздействиям»; - использование ситуации выбора; -эмоциональный тренинг. На формирование учебной мотивации влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности.
Пути разрешения проблемы мотивации Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.
Достоинства ситуационного метода обучения на уроках ОБЖ: Позволяет развивать познавательную активность учащихся разного уровня подготовленности. Позволяет учащимся высказывать собственное мнение о путях решения предложенной ситуации, развивает логическое мышление учащихся, а также способствует формированию благоприятного психологического климата на уроке. Позволяет учителю использовать фронтальную, групповую и индивидуальную форму работы.
Цели ситуационного метода обучения: 1. закрепление изученного материала; 2. формирование практических умений и навыков; 3. развитие внимания и сообразительности. Задачи ситуационного метода обучения: 1. создание развивающей среды, благоприятной для развития имеющегося потенциала. 2. выработка необходимых для успешного обучения навыков восприятия, развитие памяти, мышления, внимания. 3. формирование познавательной мотивации, обеспечивающей оптимальный уровень активности ученика в учебном процессе. 4. освоение коммуникативных навыков. 5. развитие зрительной и слуховой памяти для. 6. развитие логического мышления- интеллектуальных операций сравнения, анализа, синтеза, а также более сложных мыслительных операций: умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку. 7. формирование позитивного отношения к школе, учёбе. 8. расширение общего кругозора.
Классификация учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как: – ситуация-проблема – прототип подлинной проблемы, требующая своевременного решения (направлена на формирование умения разыскать оптимальное решение); – ситуация-иллюстрация – прототип подлинной ситуации, вводимая в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами информационно-коммуникационных технологий, формирует умение визуализировать информацию для розыска менее сложного способа её решения); – ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое необходимо оценить, и рекомендовать своё решение; – ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренировку, который по силам провести как по описанию ситуации, так и по её решению.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов 51» города Кирова. В исследовании приняли участие 25 учащихся 5 «А» класса (контрольная группа (КГ)) и 25 учащихся 5 «В» класса (экспериментальная группа (ЭГ)). Цель исследования: показать как использование метода ситуационных задач позволит повысить уровень внутренней мотивации и уровень знаний учащихся пятых классов при изучении темы: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни». Сроки проведения констатирующего этапа исследования – ( г.)
11, Тема урока ЭтапыПриемы и методы Контрольная группа Экспериментальная группа 1. Антиобщественное поведение Изучение нового материала Методы традиционного обучения: рассказ, объяснение; использование наглядного материала, запись материала в тетради. Методы традиционного обучения: беседа; использование наглядного материала, задание на заполнение пропусков. Решение ребусов. Закрепление изученного материала Устный опрос Решение кроссворда в парах Задание на дом Описать опыт родителей, попадания в криминогенную ситуацию. Решение ситуационной задачи. Рефлексия Жетоны по настроению (в начале и по окончанию урока). 2. Обеспечение личной безопасности дома Проверка знаний по предыдущей теме Устный опрос Контрольная работа с использованием ситуационных задач Изучение нового материала Методы традиционного обучения: рассказ, объяснение; использование наглядного материала, запись материала в тетради Методы традиционного обучения: беседа; использование наглядного материала, задание на заполнение пропусков. Анализ стихотворения на тему «Правила безопасного поведения дома». Анализ видеоролика «Правила безопасности дома и на улице». Закрепление изученного материала Решение ситуационных задач. Задание на дом Выучить записи в тетради Повторить пройденный материал. Нарисовать одну опасную ситуацию Рефлексия«Плюс-минус-интересно» 3. Обеспечение личной безопасности на улице Проверка знаний по предыдущей теме Устный опрос Изучение нового материала Методы традиционного обучения: рассказ, объяснение; использование наглядного материала, запись материала в тетради Методы традиционного обучения: беседа; использование наглядного материала, задание на заполнение пропусков. Анализ стихотворения на тему: «Правила личной безопасности на улице». Закрепление изученного материала Решение теста Решение ситуационных задач. Задание на дом Выучить записи в тетради Повторить пройденный материал. Нарисовать памятку по безопасному поведению на улице Рефлексия Задание по написанию пяти слов, первых пришедших в голову. Таблица 1 - Содержание учебных занятий в КГ (5 « А » класс) и ЭГ (5 « В » класс)
Методики: 1) анкетирование «Диагностика направленности мотивации учебной деятельности» ; 2) анкетирование «Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения» ; 3) тест на уровень знаний 1 (входной контроль).
13 Группа Контрольная группа (5А) Экспериментальная группа (5В) Уровень мотивации До эксперимента, % После эксперимента, % До эксперимента, % После эксперимента, % Низкий 4440 Средний Высоки й Таблица 2 - Результаты анкетирования « Диагностика направленности мотивации учебной деятельности » учащихся контрольной и экспериментальной групп
14 Самочувствие АктивностьНастроение Допоследопоследопосле n%n%n%n%n%n% КГнизкий средний высокий ЭГнизкий средний высокий Таблица 3 – Анализ результатов по методике и диагностика самочувствия, активности и настроения
15 Группа Контрольная группа (5»А»)Экспериментальная группа Оценка До эксперимента % После эксперимента % До эксперимента % После эксперимента % «2»0000 «3» «4» «5» Таблица 4– Анализ уровня имеющихся знаний учащихся
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!