Дипломная работа по теме «Повышение учебной мотивации школьников через применение метода ситуационных задач на уроках ОБЖ при изучении темы: «Обеспечение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Advertisements

Презентация на тему: Мотивация ученика.. Мотивация: Мотивация учения- основное условие успешного обучения. Педагогический совет.
МОУ Скугареевская средняя (полная) общеобразовательная школа Сафиуллина Гульнара Рифкатовна.
Технологии развития универсальных учебных действий.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Проблема развития познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин «Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников»
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Урок развивающего контроля 1. Мотивация. Цели: -определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Мотивация учения- основное условие успешного обучения. Педагогический совет.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» г.Усинска Мышкина Галина Петровна, учитель экологии, биологии.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Методы и средства обучения.
Развитие учебно - познавательной мотивации обучающихся через реализацию системно - деятельностного подхода Развитие учебно - познавательной мотивации обучающихся.
Транксрипт:

Дипломная работа по теме «Повышение учебной мотивации школьников через применение метода ситуационных задач на уроках ОБЖ при изучении темы: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни».

Проблема исследования: каким образом повысить уровень мотивации учащихся 5 класса к изучению учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Объект исследования: методы повышения внутренней мотивации школьников к учебному предмету. Предмет исследования: ситуационные задачи, используемые при изучении темы: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни». Цель исследования: повысить уровень внутренней мотивации и знаний школьников при изучении темы: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни» в 5 классе с использованием метода ситуационных задач. Гипотеза исследования: использование метода ситуационных задач позволит повысить уровень внутренней мотивации и уровень знаний учащихся пятых классов при изучении темы: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни». Задачи исследования: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно- методическую литературу по проблеме повышения уровня учебной мотивации к предмету ОБЖ. Разработать и применить на практике методику проведения учебных занятий при изучении темы «Обеспечение безопасности в повседневной жизни» с использованием метода ситуационных задач. Проанализировать результаты педагогического эксперимента и сделать выводы.

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен «Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей». Т.Д. Дубовицкая Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии. Внешние мотивы в обучении: Отметки; Вынужденный долг; Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; Избегание наказания. Внутренние мотивы в обучении: Удовлетворение от самой деятельности; Прямой результат деятельности; Стремление к успеху, Понимание необходимости для жизни; Учение как возможность общения.

Главная задача мотивации учения -организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими: - укрепление «открытости к воздействиям»; - использование ситуации выбора; -эмоциональный тренинг. На формирование учебной мотивации влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности.

Пути разрешения проблемы мотивации Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.

Достоинства ситуационного метода обучения на уроках ОБЖ: Позволяет развивать познавательную активность учащихся разного уровня подготовленности. Позволяет учащимся высказывать собственное мнение о путях решения предложенной ситуации, развивает логическое мышление учащихся, а также способствует формированию благоприятного психологического климата на уроке. Позволяет учителю использовать фронтальную, групповую и индивидуальную форму работы.

Цели ситуационного метода обучения: 1. закрепление изученного материала; 2. формирование практических умений и навыков; 3. развитие внимания и сообразительности. Задачи ситуационного метода обучения: 1. создание развивающей среды, благоприятной для развития имеющегося потенциала. 2. выработка необходимых для успешного обучения навыков восприятия, развитие памяти, мышления, внимания. 3. формирование познавательной мотивации, обеспечивающей оптимальный уровень активности ученика в учебном процессе. 4. освоение коммуникативных навыков. 5. развитие зрительной и слуховой памяти для. 6. развитие логического мышления- интеллектуальных операций сравнения, анализа, синтеза, а также более сложных мыслительных операций: умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку. 7. формирование позитивного отношения к школе, учёбе. 8. расширение общего кругозора.

Классификация учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как: – ситуация-проблема – прототип подлинной проблемы, требующая своевременного решения (направлена на формирование умения разыскать оптимальное решение); – ситуация-иллюстрация – прототип подлинной ситуации, вводимая в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами информационно-коммуникационных технологий, формирует умение визуализировать информацию для розыска менее сложного способа её решения); – ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое необходимо оценить, и рекомендовать своё решение; – ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренировку, который по силам провести как по описанию ситуации, так и по её решению.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов 51» города Кирова. В исследовании приняли участие 25 учащихся 5 «А» класса (контрольная группа (КГ)) и 25 учащихся 5 «В» класса (экспериментальная группа (ЭГ)). Цель исследования: показать как использование метода ситуационных задач позволит повысить уровень внутренней мотивации и уровень знаний учащихся пятых классов при изучении темы: «Обеспечение безопасности в повседневной жизни». Сроки проведения констатирующего этапа исследования – ( г.)

11, Тема урока ЭтапыПриемы и методы Контрольная группа Экспериментальная группа 1. Антиобщественное поведение Изучение нового материала Методы традиционного обучения: рассказ, объяснение; использование наглядного материала, запись материала в тетради. Методы традиционного обучения: беседа; использование наглядного материала, задание на заполнение пропусков. Решение ребусов. Закрепление изученного материала Устный опрос Решение кроссворда в парах Задание на дом Описать опыт родителей, попадания в криминогенную ситуацию. Решение ситуационной задачи. Рефлексия Жетоны по настроению (в начале и по окончанию урока). 2. Обеспечение личной безопасности дома Проверка знаний по предыдущей теме Устный опрос Контрольная работа с использованием ситуационных задач Изучение нового материала Методы традиционного обучения: рассказ, объяснение; использование наглядного материала, запись материала в тетради Методы традиционного обучения: беседа; использование наглядного материала, задание на заполнение пропусков. Анализ стихотворения на тему «Правила безопасного поведения дома». Анализ видеоролика «Правила безопасности дома и на улице». Закрепление изученного материала Решение ситуационных задач. Задание на дом Выучить записи в тетради Повторить пройденный материал. Нарисовать одну опасную ситуацию Рефлексия«Плюс-минус-интересно» 3. Обеспечение личной безопасности на улице Проверка знаний по предыдущей теме Устный опрос Изучение нового материала Методы традиционного обучения: рассказ, объяснение; использование наглядного материала, запись материала в тетради Методы традиционного обучения: беседа; использование наглядного материала, задание на заполнение пропусков. Анализ стихотворения на тему: «Правила личной безопасности на улице». Закрепление изученного материала Решение теста Решение ситуационных задач. Задание на дом Выучить записи в тетради Повторить пройденный материал. Нарисовать памятку по безопасному поведению на улице Рефлексия Задание по написанию пяти слов, первых пришедших в голову. Таблица 1 - Содержание учебных занятий в КГ (5 « А » класс) и ЭГ (5 « В » класс)

Методики: 1) анкетирование «Диагностика направленности мотивации учебной деятельности» ; 2) анкетирование «Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения» ; 3) тест на уровень знаний 1 (входной контроль).

13 Группа Контрольная группа (5А) Экспериментальная группа (5В) Уровень мотивации До эксперимента, % После эксперимента, % До эксперимента, % После эксперимента, % Низкий 4440 Средний Высоки й Таблица 2 - Результаты анкетирования « Диагностика направленности мотивации учебной деятельности » учащихся контрольной и экспериментальной групп

14 Самочувствие АктивностьНастроение Допоследопоследопосле n%n%n%n%n%n% КГнизкий средний высокий ЭГнизкий средний высокий Таблица 3 – Анализ результатов по методике и диагностика самочувствия, активности и настроения

15 Группа Контрольная группа (5»А»)Экспериментальная группа Оценка До эксперимента % После эксперимента % До эксперимента % После эксперимента % «2»0000 «3» «4» «5» Таблица 4– Анализ уровня имеющихся знаний учащихся

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!