Постановка и автоматизация звука Ч, упражнения по дифференциации звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ 1 Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата 2 Постановка звука [ч] 3 Артикуляционная гимнастика 4 Правильная артикуляция 5 Автоматизация звука [ч] 6 Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],
Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная: Губы выдвинуты вперед и округлены; широкий кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны; средняя часть языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к коренным зубам на короткое мгновение он присасывается к нёбу, а потом всё тело язычка резко опускается вниз. воздушная струя прорывается сквозь узкую щель Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т] и резкого [щ]. Характеристика звука [Ч]: Звук [Ч] согласный, смычно-щелевой, переднеязычный небный, глухой, мягкий.
Постановка звука [ч] Во всех случаях необходимо сажати ребёнка перед зеркалом и акцентировати внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. 1. По подражанию: - ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения. 2. От слияния составных частей аффрикаты ч: - ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т', щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно). 3. От опорного звука: - ребенку предлагается произнести слагати, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировати движение языка руками. 4. От опорного звука с механической помощью: - ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ати, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык; - ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажати пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.
Артикуляционная гимнастика Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:
Автоматизация звука «Ч»
В словах с обратными слогами: врач,, дочь, калач, кирпич, ключ, луч, мяч, ночь, обруч, печь, речь, плачь С прямыми слогами: чай, час, частушка, часы, чаша, чебурек, челка, человек, чемодан, чепчик, червяк, чердак, черёмуха, черепаха, черенок, чернила, чернобурка, чернозём, чернослив, чертёж, честь, четки, чехол, чечевица, чешуя, чибис, чиж, чистюля, читатель, чулан, чучело.
В интервокальной позиции: бочонок, ручей, врачи, грачи, дача, значок, калачи, каучук, кочан, кулачок, мечи, начальник, ночёвка, тачанка.
Со стечением согласных : бельчонок, внучка, волчок, гречка, дочка, задачник, колечко, колокольчик, кочка, мальчик, мачта, мочка, ночка, овечка, пачка, печник, почта, прачка, речка, ручка, толчок, тачка, точка, чтение, тучка.
В словосочетаниях: горячая выпечка, клубничная начинка, учёная собачка, печальная девочка, читающий мальчик, копченная курочка, личинки бабочки, почки черёмухи, дачный чердак, коричневые башмачки, необычная прическа, отличный лётчик, певчая птичка, песочное печенье, черный чемодан.