Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования
Первая фаза – проектирование исследования выявление противоречия постановка проблемы определение объекта и предмета исследования формулирование его цели построение научной гипотезы определение задач исследования планирование исследования
Третья фаза рефлексии оценка и самооценка результатов исследования.
Концептуальная стадия проектирования делится на этапы: замысел исследования, выявление противоречия, формулирование проблемы, определение цели исследования, формирование критериев.
Типы исследования фундаментальные исследования, направленные на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, ее истории. Результаты фундаментальных исследований не всегда находят прямой выход в практику; прикладные исследования решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практического направления. разработки. Их задача – непосредственное обслуживание практики.
Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловленными противоположностями внутри единого объекта.
Оценка проблемы. - определение методов исследования, - источников информации, - состава научных работников, -организационных форм, необходимых для решения проблемы, - источников финансирования, - видов научного обсуждения - программы и методик исследования, - промежуточных и конечных результатов, - перечня необходимого научного оборудования, - необходимых площадей, - партнеров вероятной кооперации по проблеме и т.д.
Обоснование проблемы подразумевает: определение связей данной проблемы с другими – ранее решенными и решаемыми одновременно с данной, а также теми, решение которых станет возможным в зависимости от решения данной проблемы; поиск аргументов в пользу необходимости решения проблемы (научная или практическая ценность ожидаемых результатов); коллективное обсуждение, выдвижение противоположных суждений.
Структурирование проблемы. Расщепление (стратификация, декомпозиция) – поиск дополнительных вопросов (под вопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный – проблемный – вопрос. Локализация – ограничение объекта изучения реально обозримыми и посильными для исследователя пределами.
Этап определения объекта, предмета исследования Объект исследования – окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.
Этап определения цели исследования. Цель исследования – это то, что в обобщенном виде необходимо достичь по завершении исследования.
Принцип и критерии научного знания : 1) предметностью; 2) полнотой; 3) непротиворечивостью; 4) интерпретируемостью; 5) проверяемостью; 6) достоверностью.
Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования.: 1) Критерии должны быть объективными настолько, насколько это возможно в данной научной области. 2) Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить. 3) Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением. 4) Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.
Стадия построения гипотезы исследования как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, описательные гипотезы; как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней их основой – объяснительные гипотезы.
Задачи исследования Задачи исследования – частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Варианты формулирования задач: 1) задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. 2) задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные части исследования.
Стадия технологической подготовки исследования подготовка экспериментальной учебно- программной документации, учебных пособий и средств обучения; подготовка бланков протоколов наблюдений, анкет; приобретение или изготовление необходимого экспериментального оборудования, создание необходимого программного обеспечения и т.д.
Спасибо за внимание!