ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТРАХОВЫМ НАДЗОРОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ И ПРАВ СТРАХОВАТЕЛЕЙ, СТРАХОВЩИКОВ И ГОСУДАРСТВА И ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОБЛЮДЕНИЯ ИМИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО СТРАХОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 1 НЕ БУДЕТ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕГДА БЫЛИ ОДНИМИ ИЗ САМЫХ ОСТРЫХ В СТРАХОВАНИИ, А СЕГОДНЯ ОНИ УЖЕ ПРИОБРЕЛИ ХАРАКТЕР ПОЧТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ. И СВЯЗАНО ЭТО НЕ ТОЛЬКО С ИМЕЮЩИМИСЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПРОБЛЕМАМИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСОВ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, НО И С ТЕМ, ЧТО, КАК ИЗВЕСТНО, ИЗМЕНИЛСЯ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОСТАЕТСЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПО ПОВОДУ НЕОБХОДИМОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ СТРАХОВЫМИ КОМПАНИЯМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ТРЕБУЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОГРОМНОГО ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ, А САМОЕ ГЛАВНОЕ, В ЖЕСТКО ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СРОКИ. ДВА ГОДА ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ НОРМ ПОЗВОЛЯЮТ ВЫДЕЛИТЬ НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ, К КОТОРЫМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ: ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВЯЗАННУЮ С НИМ КЛАССИФИКАЦИЮ ВИДОВ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОД СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОНИМАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВ ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ (СТРАХОВЩИКОВ), СВЯЗАННАЯ С ФОРМИРОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ (РЕЗЕРВОВ) ЗА СЧЕТ УПЛАЧИВАЕМЫХ СТРАХОВАТЕЛЯМИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (ПРЕМИЙ) ДЛЯ ВЫПЛАТ ПО ДОГОВОРАМ СТРАХОВАНИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ОЦЕНКОЙ СТРАХОВЫХ РИСКОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕМ РАЗМЕРА УЩЕРБА, РАЗМЕРА СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ, ИНАЯ КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ, НЕ ТРЕБУЕТ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ. ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ДОКУМЕНТОМ, УДОСТОВЕРЯЮЩИМ ПРАВО ЕЕ ВЛАДЕЛЬЦА НА ПРОВЕДЕНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ИМ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ, ОГОВОРЕННЫХ ПРИ ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИИ. ЛИЦЕНЗИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫДАНА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ, ЗАЯВЛЕННОЙ СТРАХОВЩИКОМ. ЛИЦЕНЗИЯ ВЫДАЕТСЯ ПО УСТАНОВЛЕННОЙ ФОРМЕ (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 1-А) КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ, ВВЕДЕНА ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ ФЗ. В ЛИЦЕНЗИИ, ВЫДАВАЕМОЙ СТРАХОВЩИКУ, УКАЗЫВАЮТСЯ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ КЛАССИФИКАЦИЕЙ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ: 1) СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ НА СЛУЧАЙ СМЕРТИ, ДОЖИТИЯ ДО ОПРЕДЕЛЕННОГО ВОЗРАСТА ИЛИ СРОКА ЛИБО НАСТУПЛЕНИЯ ИНОГО СОБЫТИЯ; 2) ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ:
3) СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ С УСЛОВИЕМ ПЕРИОДИЧЕСКИХ СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ (РЕНТЫ, АННУИТЕТОВ) И (ИЛИ) С УЧАСТИЕМ СТРАХОВАТЕЛЯ В ИНВЕСТИЦИОННОМ ДОХОДЕ СТРАХОВЩИКА; 4) СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И БОЛЕЗНЕЙ; 5) МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ; 6) СТРАХОВАНИЕ СРЕДСТВ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СРЕДСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА); 7) СТРАХОВАНИЕ СРЕДСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА; 8) СТРАХОВАНИЕ СРЕДСТВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА; 9) СТРАХОВАНИЕ СРЕДСТВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА; 10) СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ; 11) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ (СТРАХОВАНИЕ УРОЖАЯ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, МНОГОЛЕТНИХ НАСАЖДЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ); 12) СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ;
13) СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ; 14) СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ; 15) СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ СРЕДСТВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА; 16) СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ СРЕДСТВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА; 17) СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ СРЕДСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА; 18) СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ; 19) СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ВСЛЕДСТВИЕ НЕДОСТАТКОВ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ; 20) СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ; 21) СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ; 22) СТРАХОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ; 23) СТРАХОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ.
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ СТРАХОВЩИКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ В ОРГАН СТРАХОВОГО НАДЗОРА ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ К ВИДАМ СТРАХОВАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ ПУНКТОМ 1 НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ. В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 172-ФЗ ОТ , СТРАХОВЩИКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ "ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, СОЗДАННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ, ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ, ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПОЛУЧИВШИЕ ЛИЦЕНЗИИ В УСТАНОВЛЕННОМ НАСТОЯЩИМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ". ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ПОПРАВКАМИ ОТ 7 МАРТА 2004 Г. ЗАКОН ТАКЖЕ УСТАНОВИЛ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ, ХОТЯ ДАННЫЙ ВИД СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ВИДНО ВЫШЕ ИЗ ПУНКТА 9 СТ.32 ДАННОГО ЗАКОНА, СПЕЦИАЛЬНО И НЕ ВЫДЕЛЕН В КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ. СЛЕДУЕТ ТАКЖЕ ВЫДЕЛИТЬ НЕДОСТАТКИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ДЕФЕКТЫ СВОДЯТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ 2 : - ОТСУТСТВИЕ ТАКОГО ВИДА, КАК СТРАХОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (ОТНЕСЕНИЕ ЕГО К КАКОМУ- ЛИБО ИНОМУ КЛАССУ НЕВОЗМОЖНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СУЩЕСТВА И ТЕХНИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДАННОГО ВИДА СТРАХОВАНИЯ), - ОТСУТСТВИЕ ОТДЕЛЬНОГО ВИДА СТРАХОВАНИЯ (РАСХОДОВ) ВЫЕЗЖАЮЩИХ ЗА РУБЕЖ; УКАЗАННЫЙ ВИД ЯВЛЯЕТСЯ, КАК ПРАВИЛО, КОМБИНИРОВАННЫМ ВИДОМ СТРАХОВАНИЯ, СОСТОЯЩИМ ИЗ СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ (ЛИЧНОЕ РИСКОВОЕ СТРАХОВАНИЕ) И СТРАХОВАНИЯ РАЗЛИЧНОГО РОДА РАСХОДОВ (МЕДИЦИНСКИЕ, МЕДИКО-ТРАНСПОРТНЫЕ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ, ПОТЕРЯ БАГАЖА И Т.П.), ЕГО ТРУДНО ОДНОЗНАЧНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ ВИДОВ КЛАССИФИКАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ П. 1 СТ ЗАКОНА, - СТРАХОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (НАПРИМЕР, СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДИРЕКТОРОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И Т.П.), - НЕОДНОЗНАЧНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМЕРНОСТЬ ОТНЕСЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ К ЛИЧНОМУ РИСКОВОМУ СТРАХОВАНИЮ, ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ПЕРСПЕКТИВЕ ПОЛНОГО ОТКАЗА ОТ СИСТЕМЫ ПРИКРЕПЛЕНИЯ В ПОЛЬЗУ ВВЕДЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОЙ РИСКОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАСХОДОВ. СИТУАЦИЯ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕРАЗРЕШИМОЙ БЕЗ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
ПРОЦЕДУРА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СТРАХОВОГО НАДЗОРА УТВЕРДИЛА РЕГЛАМЕНТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРАХОВОГО ДЕЛА, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВНУТРЕННИМ ДОКУМЕНТОМ И ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОРЯДОК РАБОТЫ ВЕДОМСТВА ПО ПРИЕМКЕ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ, ПРОВЕРКЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ, А ТАКЖЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ. РЕГЛАМЕНТ СОДЕРЖИТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ЧАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПОСТУПИВШИХ ОТ СОИСКАТЕЛЕЙ ЛИЦЕНЗИЙ ЗАЯВЛЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВ; - ПРОЦЕДУРУ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ДОКУМЕНТОВ ПЕРЕЧНЮ И ФОРМАМ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ; - ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ НАПРАВЛЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ СОИСКАТЕЛЯМ ЛИЦЕНЗИЙ О ПРИЕМЕ ЛИБО ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЕМЕ ДОКУМЕНТОВ НА РАССМОТРЕНИЕ; - ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ДОКУМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЯ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОКУМЕНТОВ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; - ПРОЦЕДУРУ ПОДГОТОВКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИИ; - ПРОЦЕДУРУ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИИ;
- ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ САМОЙ ЛИЦЕНЗИИ; - ПОРЯДОК УВЕДОМЛЕНИЯ СОИСКАТЕЛЕЙ ЛИЦЕНЗИИ О ПРИНЯТОМ РЕШЕНИИ; - ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ СЛУЖБЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО НАДЗОРА В ЭТОЙ ЧАСТИ СВОДЯТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ЗАЯВЛЕНИЯ ПОСТУПАЮТ В УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ И В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ ПЕРЕДАЮТСЯ В УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ, ГДЕ ИХ РЕГИСТРИРУЮТ В ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЕ СЛУЖБЫ. ЭТА БАЗА ВЕДЕТСЯ С 1 ИЮЛЯ 2005 Г., И В НЕЙ ОТРАЖАЕТСЯ ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ О ХОДЕ РАССМОТРЕНИЯ ПОСТУПАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ, В ЧАСТНОСТИ, УКАЗЫВАЮТСЯ ИСХОДЯЩИЙ НОМЕР И ДАТА ЗАЯВЛЕНИЯ, ВХОДЯЩИЙ НОМЕР И ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В СЛУЖБУ, НАЗВАНИЕ КОМПАНИИ, ЕЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР, ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ, НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОТОРЫХ ЗАЯВИТЕЛЬ ПРОСИТ ВЫДАТЬ ЛИЦЕНЗИЮ ИЛИ ЛИЦЕНЗИИ. ОДНОВРЕМЕННО ВСЕ ЗАЯВЛЕНИЯ НАПРАВЛЯЮТСЯ В УПРАВЛЕНИЕ НАДЗОРА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ О НАЛИЧИИ ЛИБО ОБ ОТСУТСТВИИ НА ДАТУ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СТРАХОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА У СУБЪЕКТА СТРАХОВОГО ДЕЛА, ИСПРАШИВАЮЩЕГО ЛИЦЕНЗИЮ. ЕСЛИ НА МОМЕНТ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМЕЮТСЯ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ СТРАХОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ТО КОМПАНИИ ОТКАЗЫВАЮТ В ПОЛУЧЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ. ЭТОТ ПРОЦЕСС ЗАНИМАЕТ, КАК ПРАВИЛО, НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ.
НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ ПРОИСХОДИТ ТАКЖЕ ОЦЕНКА ПОЛНОТЫ И ДОСТОВЕРНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО ПАКЕТА, В КОТОРЫЙ ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ ДОКУМЕНТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ПЕРЕЧНЕМ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ В ЗАКОНЕ РФ ОТ 27 НОЯБРЯ 1992 Г. N "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ДАЛЕЕ ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА). КАК ИЗВЕСТНО, П. 2 СТ. 32 ЭТОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО АКТА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, ЧТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ В ОРГАН СТРАХОВОГО НАДЗОРА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ: 1) ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ; 2) УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОИСКАТЕЛЯ ЛИЦЕНЗИИ; 3) ДОКУМЕНТ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВИТЕЛЯ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА; 4) ПРОТОКОЛ СОБРАНИЯ УЧРЕДИТЕЛЕЙ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ И УТВЕРЖДЕНИИ В ДОЛЖНОСТИ ЕДИНОЛИЧНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА, РУКОВОДИТЕЛЯ ИЛИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА СОИСКАТЕЛЯ ЛИЦЕНЗИИ; 5) СВЕДЕНИЯ О СОСТАВЕ АКЦИОНЕРОВ (УЧАСТНИКОВ); 6) ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОПЛАТУ УСТАВНОГО КАПИТАЛА В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ (ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ОПЛАЧЕННЫМ В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ УСТАВНЫМ КАПИТАЛОМ В СУММЕ НЕ МЕНЕЕ 2.0 МЛН. РУБЛЕЙ - ПО ВИДАМ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 15.0 МЛН. РУБЛЕЙ - ПО ПЕРЕСТРАХОВАНИЮ, ЕСЛИ ПРЕДМЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ 3 );
7) ДОКУМЕНТЫ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ УЧРЕДИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТА СТРАХОВОГО ДЕЛА, АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ДОСТОВЕРНОСТИ ИХ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД, ЕСЛИ ДЛЯ НИХ ПРЕДУСМОТРЕН ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ; 8) СВЕДЕНИЯ О ЕДИНОЛИЧНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ, РУКОВОДИТЕЛЕ ИЛИ РУКОВОДИТЕЛЯХ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА, ГЛАВНОМ БУХГАЛТЕРЕ, РУКОВОДИТЕЛЕ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ (РЕВИЗОРЕ) СУБЪЕКТА СТРАХОВОГО ДЕЛА; 9) СВЕДЕНИЯ О СТРАХОВОМ АКТУАРИИ; 10) ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ ПО ВИДАМ СТРАХОВАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ ЭТИМ ЗАКОНОМ, С ПРИЛОЖЕНИЕМ ОБРАЗЦОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ; 11) РАСЧЕТЫ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ С ПРИЛОЖЕНИЕМ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ МЕТОДИКИ АКТУАРНЫХ РАСЧЕТОВ И УКАЗАНИЕМ ИСТОЧНИКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ, А ТАКЖЕ СТРУКТУРЫ ТАРИФНЫХ СТАВОК; 12) ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ; 13) ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ.
ЕСЛИ СОИСКАТЕЛЬ ПРЕТЕНДУЕТ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КЛАССИФИКАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ, ТО ОН ОБЯЗАН ПРЕДСТАВИТЬ В ОРГАН СТРАХОВОГО НАДЗОРА ЗАЯВЛЕНИЕ, ПРАВИЛА, РАСЧЕТЫ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ С СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБОСНОВАНИЕМ, ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВИДА СТРАХОВАНИЯ. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ТЕХ ЖЕ ДОКУМЕНТОВ, НЕ НУЖНЫ ЛИШЬ СВЕДЕНИЯ ОБ АКТУАРИИ, ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ И РАСЧЕТЫ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ. СОИСКАТЕЛЬ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОМИМО ЗАЯВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТ О СВОЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ, ОБРАЗЦЫ ДОГОВОРОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БРОКЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И ДОКУМЕНТЫ О НЕОБХОДИМОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ БРОКЕРСКОЙ КОМПАНИИ ИЛИ ЕГО САМОГО, ЕСЛИ ОН ЯВЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ. ДОКУМЕНТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, А ТАКЖЕ ВЫДАВАЕМЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ В ВИДЕ НОТАРИАЛЬНО ЗАВЕРЕННЫХ КОПИЙ. СОИСКАТЕЛИ ЛИЦЕНЗИЙ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ДОЧЕРНИМИ КОМПАНИЯМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ ИЛИ ИМЕЮЩИЕ ДОЛЮ ТАКИХ ИНВЕСТОРОВ В СВОЕМ УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ БОЛЕЕ 49%, ДОЛЖНЫ ТАКЖЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ СОГЛАСИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ОРГАНА ПО НАДЗОРУ ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТРАНЫ МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ НА УЧАСТИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ИЛИ УВЕДОМИТЬ ОРГАН СТРАХОВОГО НАДЗОРА ОБ ОТСУТСТВИИ ТАКОГО РАЗРЕШЕНИЯ В СТРАНЕ МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ.
ВСЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОСТАВЛЕНЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ. ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ФОРМАМ ДОКУМЕНТОВ ЕЩЕ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РФ НЕ УСТАНОВЛЕНЫ, ПОЭТОМУ РОССТРАХНАДЗОР ПРЕДЛАГАЕТ ПОКА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕ ФОРМЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ В УСЛОВИЯХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РАНЕЕ. СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ ДОПУСКАЮТ, КАК ПРАВИЛО, СЛЕДУЮЩИЕ ОШИБКИ: - НАИМЕНОВАНИЕ КОМПАНИИ, КОТОРОЕ УКАЗАНО В ЗАЯВЛЕНИИ, НЕ СОВПАДАЕТ С НАИМЕНОВАНИЕМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, УКАЗАННЫМ В ЕГО УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ; - ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ УКАЗЫВАЮТСЯ ПРОИЗВОЛЬНО, А НЕ В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТ ЗАКОНА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА; - НЕ УКАЗЫВАЮТСЯ ИСХОДЯЩИЙ НОМЕР И ДАТА СОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ; - ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА ОТСУТСТВУЕТ РАСШИФРОВКА ПОДПИСИ ЛИЦА НА ЗАЯВЛЕНИИ.
НЕОБХОДИМО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЗАКОН РФ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПОСКОЛЬКУ АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО СПЕЦИАЛИСТОВ ОТМЕЧАЮТ КРАЙНЕ НИЗКИЙ ПРАВОВОЙ УРОВЕНЬ ЭТОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО АКТА. РЕДКАЯ ИЗ НОРМ УКАЗАННОГО ЗАКОНА МОЖЕТ БЫТЬ КВАЛИФИЦИРОВАНА КАК ОТВЕЧАЮЩАЯ ОБЪЕКТИВНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА И ОБЩЕПРИЗНАННЫМ ПРАВИЛАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27 НОЯБРЯ 1992 Г. N "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (С ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2003 Г., 7 МАРТА 2004 Г. И ДР.) (ДАЛЕЕ - ЗАКОН) ЗАКРЕПИЛ РЯД ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОТОРЫХ ТАК ИЛИ ИНАЧЕ УВЯЗАНА С ПРЕДСТОЯЩЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОВЫШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УПОРЯДОЧЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНСТИТУТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ИНТЕРЕСАХ ВСЕГО ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ И КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО ИНДИВИДА В ЧАСТНОСТИ, НАХОДЯСЬ В РАМКАХ ПРАВОВОГО ПОЛЯ, ОБЕСПЕЧИТЬ ОТНОСИТЕЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ПРИБЕГАЯ К КАКИМ-ЛИБО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ МЕТОДАМ И НЕПОПУЛЯРНЫМ МЕРАМ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - ЭТО СВОЕГО РОДА КОМПРОМИСС, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ГАРАНТИРОВАТЬ ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4.