Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». Уроки 1-2 (д/з: гл.1-3 читать, пересказ: Жилин и Костылин в плену) ЖИЛИН И КОСТЫЛИН Цели уроков 1-2: 1. учиться составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; 2. выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина. Береги честь смолоду, а платье снову. Сам погибай, а товарища выручай. Пословицы
Проверка домашнего задания 1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник»? 2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником»? 3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. 4. Как Жилин и Костылин оказались на опасной дороге?
Проверка домашнего задания 5. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами? 6. Как были захвачены в плен Жилин и Костылин? 7. Расскажите, как ведут себя герои в плену.
Сравнительная характеристика Жилин Костылин В плену
Сравнительная характеристика Жилин Костылин В плену Сторговался за пятьсот рублей, написал письмо так, чтобы не дошло, все высматривал, как ему устроить побег, рукодельничал: лепил кукол; плел корзинки из прутьев; мастерил; чинил оружие, часы; учился понимать татарский язык Написал, чтобы его выкупили за пять тысяч, пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.
Сравнительная характеристика Жилин Костылин вывод вывод Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели - освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.
Делаем вывод Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах. Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.
Делаем вывод Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину. Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». Урок 2 (д/з: гл IV-V читать, пересказ: побег Жилина и Костылина Жилин и КОСТЫЛИН Цели урока: 1. проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося побега; 2. закрепить понятие антитеза; 3. выяснить, почему не удался первый побег из плена
Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Перед побегом
Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Перед побегом знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, запасает провизию мечтает, чтобы его выкупили
Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Во время побега Тихо полез в дыру, выбрался; «чуть свистнул, кинул лепешки кусок - Уляшин узнал... и перестал брехать»; снял сапоги, пошел босиком; торопится зацепил камень ногой, загремел,...Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним, тоже сбросил сапоги, но все ноги изрезал, перестал успевать
Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Во время первого побега «Так я же один уйду». старается помочь соратнику встать «Посадил на себя Костылина, поволок» «Нет, не пойду: не годится товарища бросать» «...все отстает и охает» «Как хочешь, а я не дойду...» Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих «Иди один, за что тебе... из-за меня пропадать»
Назовите качества характера героев. Почему же все-таки побег не удался? В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою. Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
«говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев? От каких слов образованы фамилии героев? Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Костыль - палка для хромых, безногих. Костыль - палка для хромых, безногих. Часто говорили про ст Оящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Часто говорили про ст Оящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетется помаленьку. Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.
Делаем вывод Жилин проявляет терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, веру в свои силы; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину. Жилин проявляет терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, веру в свои силы; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». Урок 3 (д/з: гл.VI, пересказ: второй побег Жилина) ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ Цель урока: выяснить, как раскрывается тема дружбы в рассказе Сам погибай, а товарища выручай. Пословица
Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху шест длинный в тот край ямы втыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх, звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» а сама руками у лица все машет, что «тише, мол». Глава VI (Жилин и Дина)
Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину? Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?) В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
Почему можно ли назвать Дину смелой, решительной? Почему можно ли назвать Дину смелой, решительной?
Примените пословицы к содержанию прочитанного Сам погибай, а товарища выручай Сам погибай, а товарища выручай Нет друга - ищи, а нашел - береги. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Друга на деньги не купишь. Друга на деньги не купишь. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Иноходец в пути не товарищ. Иноходец в пути не товарищ. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Распутья бояться, так и в путь не ходить. Распутья бояться, так и в путь не ходить. Лихо помнится, а добро век не забудется Лихо помнится, а добро век не забудется