Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». Уроки 1-2 (д/з: гл.1-3 читать, пересказ: Жилин и Костылин в плену) ЖИЛИН И КОСТЫЛИН Цели уроков 1-2: 1. учиться составлять.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку (5 класс) по теме: Л. Толстой "Кавказский пленник" Урок литературы в 5 классе.
Advertisements

Урок литературы в 5 классе (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»). Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 115 г.
Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник. Рассказ «Кавказский пленник» напечатан в журнале «Заря» в 1872 году, затем вошёл в «Четвёртую книгу для чтения»
Урок литературы в 5 классе. Толстой Лев Николаевич ( ) «По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте этот рассказ.
Литература. 5 класс Тринадцатое января. Классная работа.
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев Волошина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной.
Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды Презентацию подготовила учитель высшей категории МБОУ «Зубово-Полянская.
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери стике героев ( Урок по литературе для 5 класса ) Автор – Судакова С. Р.
Жилин Костылин Решительный, находчивый Смирный, слабый. Прощает, жилится, спасается. Предает, смиряется, трусит. Есть в нём молодецкая жила. Насилу докостылял.
Тест по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Учителя русского языка и литературы Шайхлисламовой А.Г.
Материалы к урокам литературы в 5- ом классе 1.Создание рассказа.Создание рассказа. 2.Анализ содержания I-й и II-й глав рассказа.Анализ содержания I-й.
Скачано с сайта Тема Идея Композиция рассказа Почему это быль? Язык рассказа Смысл названия рассказа Нравственные проблемы.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова.
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Разные судьбы в рассказе-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» «Вот «Кавказский пленник»- Жилин и Костылин – вот это я люблю,- сказал Л.Н.Толстой».
Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог»
5 класс А. Тургенев И.С Б. Толстой А.К. В. Толстой Л.Н.
Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Подготовка к сочинению Учитель русского языка и литературы Лысенко Л.Т. МБОУ.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Лингвистический анализ художественного текста.
Транксрипт:

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». Уроки 1-2 (д/з: гл.1-3 читать, пересказ: Жилин и Костылин в плену) ЖИЛИН И КОСТЫЛИН Цели уроков 1-2: 1. учиться составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; 2. выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина. Береги честь смолоду, а платье снову. Сам погибай, а товарища выручай. Пословицы

Проверка домашнего задания 1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник»? 2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником»? 3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. 4. Как Жилин и Костылин оказались на опасной дороге?

Проверка домашнего задания 5. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами? 6. Как были захвачены в плен Жилин и Костылин? 7. Расскажите, как ведут себя герои в плену.

Сравнительная характеристика Жилин Костылин В плену

Сравнительная характеристика Жилин Костылин В плену Сторговался за пятьсот рублей, написал письмо так, чтобы не дошло, все высматривал, как ему устроить побег, рукодельничал: лепил кукол; плел корзинки из прутьев; мастерил; чинил оружие, часы; учился понимать татарский язык Написал, чтобы его выкупили за пять тысяч, пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

Сравнительная характеристика Жилин Костылин вывод вывод Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели - освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.

Делаем вывод Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах. Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

Делаем вывод Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину. Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». Урок 2 (д/з: гл IV-V читать, пересказ: побег Жилина и Костылина Жилин и КОСТЫЛИН Цели урока: 1. проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося побега; 2. закрепить понятие антитеза; 3. выяснить, почему не удался первый побег из плена

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Перед побегом

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Перед побегом знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, запасает провизию мечтает, чтобы его выкупили

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Во время побега Тихо полез в дыру, выбрался; «чуть свистнул, кинул лепешки кусок - Уляшин узнал... и перестал брехать»; снял сапоги, пошел босиком; торопится зацепил камень ногой, загремел,...Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним, тоже сбросил сапоги, но все ноги изрезал, перестал успевать

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Во время первого побега «Так я же один уйду». старается помочь соратнику встать «Посадил на себя Костылина, поволок» «Нет, не пойду: не годится товарища бросать» «...все отстает и охает» «Как хочешь, а я не дойду...» Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих «Иди один, за что тебе... из-за меня пропадать»

Назовите качества характера героев. Почему же все-таки побег не удался? В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою. Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.

«говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев? От каких слов образованы фамилии героев? Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Костыль - палка для хромых, безногих. Костыль - палка для хромых, безногих. Часто говорили про ст Оящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Часто говорили про ст Оящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетется помаленьку. Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.

Делаем вывод Жилин проявляет терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, веру в свои силы; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину. Жилин проявляет терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, веру в свои силы; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». Урок 3 (д/з: гл.VI, пересказ: второй побег Жилина) ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ Цель урока: выяснить, как раскрывается тема дружбы в рассказе Сам погибай, а товарища выручай. Пословица

Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху шест длинный в тот край ямы втыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх, звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» а сама руками у лица все машет, что «тише, мол». Глава VI (Жилин и Дина)

Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину? Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?) В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)

Почему можно ли назвать Дину смелой, решительной? Почему можно ли назвать Дину смелой, решительной?

Примените пословицы к содержанию прочитанного Сам погибай, а товарища выручай Сам погибай, а товарища выручай Нет друга - ищи, а нашел - береги. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Друга на деньги не купишь. Друга на деньги не купишь. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Иноходец в пути не товарищ. Иноходец в пути не товарищ. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Распутья бояться, так и в путь не ходить. Распутья бояться, так и в путь не ходить. Лихо помнится, а добро век не забудется Лихо помнится, а добро век не забудется