Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Спортивно-педагогический колледж» Департамента спорта и туризма города Москвы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕП-АЭРОБИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ У ФУТБОЛИСТОВ НАБАТОВ РОМАН БОРИСОВИЧ Студента 4 курса 404 группы Москва
Актуальность темы Программы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях морально и методически устарели, школьники не посещают уроки физической культуры, не находят их полезными для себя и интересными. Как известно, степ-аэробика является современным и очень популярным видом двигательной активности, во всём мире и в России в том числе. Стэп-аэробика служит прекрасным средством развития физической и координационной подготовленности спортсменов, в том числе и футболистов. 2
Объект исследования – учебно- тренировочный процесс занятий степ- аэробикой с использованием современного фитнес-инвентаря Предмет исследования – средства и методы развития координационных способностей младших футболистов посредством степ- аэробики 3
Цель исследования определить влияние занятий степ- аэробикой на развитие координационной подготовленности у футболистов лет 4
Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ специальной научно-методической литературы, определить теоретико-методические основы подготовки футболистов, изучить состояние проблемы и особенности развития двигательных качеств у детей лет. 2. Проанализировать динамику уровня развития координационных способностей у футболистов лет в процессе занятий степ-аэробикой. 3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики секционных занятий степ-аэробикой на координационные способности у футболистов лет в условиях общеобразовательной школы. 5
Методы исследования 1. Анализ и обобщение научно-методической литературы. 2. Социологические методы исследования (беседа). 3. Педагогический эксперимент. 4. Педагогическое наблюдение. 5. Педагогическое тестирование: Тест 505, Тест Balsom, Тест Arrowhead, Т-тест ловкости, челночный бег 3 по 10 м, Статическое равновесие (тест «ласточка»). 6. Методы математической статистики. 6
Научная новизна Научная новизна полученных результатов обусловлена уточнением методических особенностей, влияющих на содержание подготовки школьников летнего возраста в условиях общеобразовательного учреждения и разработкой педагогических условий, повышающих эффективность развития определить влияние занятий степ-аэробикой на координационную подготовленность футболистов младшего школьного возраста. 7
Практическая значимость полученные результаты исследования могут быть использованы в системе физического воспитания футболистов при организации тренировок или соревнований 8
Контингент участников исследования 31 футболист лет Экспериментальная группа (ЭГ, n=16) Контрольная группа (КГ, n=15) Секционные занятия по степ-аэробике Стандартная программа занятий по футболу
Цель и задачи занятий степ-аэробикой у футболистов 10 Основные цели школьной секции по степ-аэробике – формирование всесторонне развитой и физически здоровой личности, совершенствование координационных возможностей обучающихся, возможность вести здоровый образ жизни, приобретение ими умений и знаний в области физической культуры, спорта и фитнесса. Для решения поставленных целей были обозначены следующие задачи секционных занятий: приобщение футболистов к систематическим занятиям спортом и фитнесом; привитие стойкого интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности и через нее формировать потребности к самостоятельной активной двигательной деятельности в повседневной жизни; комплексное развитие координационной способности у футболистов; содействие в приобретение учащимися знаний в области физической культуры и фитнесса.
Особенности занятий степ-аэробикой у футболистов 11 Подготовительная часть состояла из разминки, которая всегда проводилась на полу (без специального оборудования и инвентаря). В разминку входили упражнения для отдельных групп мышц и отработки базовых элементов степ- аэробики: приставные шаги, степ-тач и ходьба с высоким подниманием коленей. Руки при этом тоже работают, слегка поднимаясь вверх во время шага вперед и опускаясь при шаге назад. В основной части изучались и совершенствовались комплексы упражнения на степ-платформах. В содержание основной части включались упражнения со скакалками, роликами и дополнительные упражнения на развитие гибкости, силы, выносливости. При выполнении основных упражнений использовался метод повторных упражнений, который подразумевает многократное повторение разученной на занятии связки. В заключительной части применялись дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц, стретчинг – комплекс упражнений на растяжку, которые делают мышцы более эластичными, а суставы подвижными и гибкими,специальные физические упражнения (для пресса, мышц рук, ног и др.).
Таблица 1 Результаты тестирования координационных способностей у футболистов (М±m) в экспериментальной группе после исследования 12 Название теста, ед. измерения Экспериментальная группа (n=16)Р До исследования После исследования Тест 505, с 10,11±0,099,50±0,15<0,01 Тест Balsom, с 10,25±0,129,53±0,13<0,01 Тест Arrowhead, с 17,80±1,0116,90±1,12>0,05 Т-тест ловкости, с 12,10±1,1410,01±0,35<0,05 Челночный бег 3 по 10 м, с 9,22±0,098,27±0,10<0,001 «Ласточка», с 13,25±0,1115,33±0,12<0,001
Таблица 2 Результаты тестирования координационных способностей у футболистов (М±m) контрольной группы после исследования 13 Название теста, ед. измерения Контрольная группа (n=15)Р До исследования После исследования Тест 505, с 10,19±0,1010,09±0,12>0,05 Тест Balsom, с 10,33±0,1310,22±0,17>0,05 Тест Arrowhead, с 17,90±1,1417,93±1,18>0,05 Т-тест ловкости, с 12,11±1,4312,02±1,33>0,05 Челночный бег 3 по 10 м, с 9,27±0,109,00±0,12<0,05 «Ласточка», с 13,33±0,1213,53±0,13>0,05
Таблица 3 Результаты сравнения координационных способностей футболистов (М±m) экспериментальной и контрольной группы после исследования 14 Название теста, ед. измерения Экспериментальная группа (n=16) Контрольная группа (n=15) р Тест 505, с 9,50±0,1510,09±0,12<0,01 Тест Balsom, с 9,53±0,1310,22±0,17<0,01 Тест Arrowhead, с 16,90±1,1217,93±1,18>0,05 Т-тест ловкости, с 10,01±0,3512,02±1,33<0,01 Челночный бег 3 по 10 м, с 8,27±0,109,00±0,12<0,01 «Ласточка», с 15,33±0,1213,53±0,13<0,01
Заключение 1. Степ-аэробика является популярным и эффективным способом организации физкультурно-оздоровительной деятельности различного контингента. Занятия степ- аэробикой позволяют комплексно развивать физические качества, а особенно – аэробные возможности организма, лежащие в основе здоровья и высокой работоспособности человека. Среди многообразных видов аэробики в современном фитнесе каждый сможет найти себе подходящее занятие. Так, например, футболистам школьного возраста наиболее интересны танцевальные уроки высокой интенсивности с использованием инвентаря (степ-платформа, гантели). 2. Определив уровень координационной подготовленности футболистов лет, занимающихся и не занимающихся степ-аэробикой мы установили, что координационные качества у них развиты недостаточно, что обусловлено малоэффективной методикой, неполным использованием средств и методов фитнес технологий, неинтересным содержанием занятий. 3. На основании теоретического анализа литературы и педагогических наблюдений за организацией проведения секционных занятий по степ-аэробике, была разработана авторская методика занятий, которая была внедрена в секционную работу школы в течение 6 месяцев. Футболисты экспериментальной группы использовали средства и методы степ-аэробики с использованием разнообразного инвентаря, как степ-платформы, гантели, массажные обручи и ролики. Использование предложенных средств и методов в занятиях по степ-аэробике подтвердили свою эффективность и значимость. Улучшение координационных показателей по тесту 505 было отмечено на 0,61 с (р<0,01) у футболистов экспериментальной группы, по тесту Balsom – на 0,72 с (р<0,01), по Т-тесту ловкости – на 2,09 с (р<0,01), по челночному бегу – на 0,95 с (р<0,001), по статической координации - на 2,08 с (р<0,001). В то же время вышеназванные показатели у занимающихся контрольной группы достоверно не изменились в ходе эксперимента. Это говорит нам об эффективности и обоснованности внедрения данной методики в секционные занятия степ-аэробикой. 4. На основе проведенных исследований было выявлено как частное, так и комплексное, положительное влияние занятий степ-аэробикой по авторской методике на занимающихся футболистов лет. Это позволило разработать педагогические условия для организации спортивной школьной секции по степ-аэробике для футболистов для улучшения их координационных способностей. 15
16