ВЫПОЛНИЛ : ученик 8 « А » класса МБОУ СОШ 3 Суров Никита
Глава 1. ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобра- зительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века. Пейзаж в музыке …
Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно- изобразительных возможностей. Среди ярких музыкальных кар- тин, связанных с изображением природы, - цикл П.И. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж. Пейзаж в музыке …
Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя. ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ …
Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам. В их творчестве широкое развитие получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера. Импрессионизм ( от фр. impression– впечатление ) – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX– начале XX века. Пейзаж в музыке …
Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «Паруса», «Ветер на равнине», «Лунный свет», «Шаги на снегу», «Туманы» (это всё названия прелюдий французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси), а также «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы Мориса Равеля), «Ночи в садах Испании» М.де Фалья, «Впечатления от природы» (оркестровые циклы Д.Малипьеро) и т.д. Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов. Может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг другу. ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ …
Глава 2. ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ
Пейзаж в литературе является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, виртуального мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. Пейзаж в литературе
В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Пейзаж в литературе …
Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора. Пейзаж в литературе …
Глава 3. ПЕЙЗАЖ В живописи
Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. В разные периоды своей истории изобразительное искусство выполняло разные функции. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно – как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия. Пейзаж в живописи …
В эпоху Возрождения художники стали сами выбирать сюжеты для своих картин. На основе художественных принципов греко-римского классицизма выросло новое направление живописи, отражавшее мир природы. В импрессионизме и последующих на правлениях живописи пейзаж, как никакой другой жанр, позволял экспериментировать – опробовать новые технические приемы и сочетании цветов. Пейзаж в живописи …