Алматы 2018 г. Периодизация возраста
Возраст – ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом развитии человека
Возрастная периодизация – деление целостного жизненного цикла человека на временные отрезки ( периоды ), измеряющиеся в годах.
В психологии возраст подразделяют на : психологический. Физический ( хронологический )
Основания развития включают в себя : социальную ситуацию развития ; круг отношений ; ведущий тип деятельности ; сенситивность. Результаты развития включают в себя : новообразования личности ; формы общения ; эмоционально - волевую сферу ; способности общения ; новый вид деятельн
Классификация периодизации психического развития Пифагор выделил 4 периода в жизни человека : - весна ( становление человека ) – от рождения до 20 лет ; - лето ( молодость ) – лет ; - осень ( расцвет сил ) – лет ; - зима ( угасание ) – лет.
Аристотель выделял следующие периоды : 1. До 7 лет 2. С 7 до 14 лет 3. От 14 до 21
Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже :
Стадии психосексуального развития по З. Фрейду :
Периодизация развития личности по Эриксону :
Периодизация Л. С. Выготского
Возра ст Период Вед - я деят - ть Тип отношений 0-1 Раннее детство МладенчествоНепоср - е эмоц - е общение Чел.- чел. 1-3 Раннее детство Чел.- предмет 3-7 л Детстводошкольноесюжетно - ролевая игра Чел.- чел детство Младшее школьное Учебная деят - ть Чел.- предмет подростничест во младшее Интимно - личностное Чел.- чел подростничест во старшее Учебно - профес - я деят - ть Чел.- предмет Периодизация психического развития по Эльконику
Основные понятия теории Л.С.Выготского Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой Ведущая деятельность – деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований Новообразования – качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде Возрастные кризисы – целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов
Кризис новорожденности месяца Связан с резким изменением условий жизни, переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
Младенчество 2 месяца - 1 год Социальная ситуация развития Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого Ведущая деятельность Эмоциональное общение Психологические новообразования Потребность в общении, ходьба, автономная речь, предметное восприятие, различение близких, базовое доверие к миру
Кризис 1 года Противоречия между потребностью в новых впечатлениях и возможностью удовлетворения Физическое отделение от матери Расширение пространства, доступного для ребенка Рост самостоятельности Первые акты протеста
Раннее детство года Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый или «Я и другой» Познание мира человеческих предметов Ведущая деятельность Предметно-манипулятивная деятельность Психологические новообразования Предметная игра, активная речь, жест, наглядно-действенное мышление, отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними, сознание «Я сам»
Кризис 3 лет Противоречия между потребностью в самостоятельности и возможностью удовлетворения Семь основных симптомов этого возраста : Негативизм Упрямсто Строптивость Своеволие Протест-бунт Обесценивание взрослых Деспотизм Психологическое отделение от взрослого
Дошкольный возраст 3 – 7 лет Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный) Познание мира человеческих отношений Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра Психологические новообразования Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, самосознание, самооценка, новые мотивы поведения, практическое овладение речью
Кризис 7 лет Противоречия между новыми возможностями и старым образом жизни Возможна потеря детской непосредственности Стремление к общественно- значимой деятельности Возникновение внутренней психической жизни Тенденция к волевой форме поведения
Список используемой литературы : Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, Смирнова Е.О. Детская психология. - СПб: Питер, 2009 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии С Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. М., Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Статьи: "Кризис 3 лет", "Младенческий возраст", "Ранний возраст". М., Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства Учебное пособие. -Ярославль, 1998.
Благодарю за внимание!!!