Педагогический совет « Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Речевые дефекты нарушают возможность свободного общения ребенка с другими людьми, осознание собственной речевой недостаточности, страх речи, постоянные переживания тормозят развитие личности дошкольника, сбалансированность «Хочу» и «Могу». Театрализованная деятельность имеет значительные возможности в отношении формирования способности к творческому самовыражению у дошкольников с нарушениями речи. Однако, без специально организованного обучения игра, что обеспечит формирование и закрепление речевых навыков, развитие творческого воображения, мыслительных операций, необходимых для реализации процесса творческого самовыражения детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Именно поэтому необходима систематическая, целенаправленная организация игровой, в нашем случае, театрализованной, деятельности дошкольников с нарушениями речи, учитывающей индивидуально- психологические особенности этой категории детей.
Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников: дети получают образцы правильного, красивого, эмоционально окрашенного связной речи, насыщенной меткими образными выражениями, фразеологизмами; дети употребляют разные типы речи и формы связных высказываний для решения конкретных игровых коммуникативных ситуаций (рассуждение, объяснение, воспроизведение сказочных диалогов; воспитанники упражняются в риторике, их речь становится более понятной, выразительной, грамматически оформленной; в процессе подготовки и показа спектакля у детей развивается связная речь, которая носит эмоционально окрашенный характер и предусматривает широкое употребление вербальных и невербальных средств выразительности (ведь во время воспроизведения художественно-речевых сюжетов дети усваивают нормы речи в ее высшем проявлении); в театрализованных играх, через игры-драматизации дети выражают свои чувства, переживания, впечатления, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, главная деятельность малыша. Для ребенка театр это – праздник: сказочные атрибуты, яркие огни, аплодисменты, улыбки; это развитие познавательных интересов детей, совершенствование их психических процессов (памяти, воображения, мышления), расширение кругозора и речевого общения; это осознание собственного «Я» и возможность самовыражения личности. Компетентность ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности определяется уровнем развития речи и эстетического восприятия действительности, умением подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность и актерские навыки. Все это непременно способствует речевому развитию дошкольников.