Основные положения теории коммуникации 1. Понятие коммуникации. 2. Линейные и диалогические модели коммуникационных процессов. 3. Коммуникативный акт и его структура 4. Типология процессов коммуникации. 5. Понятие коммуникативной личности. 6. Национально-культурные особенности коммуникации. Основные положения теории коммуникации 1. Понятие коммуникации. 2. Линейные и диалогические модели коммуникационных процессов. 3. Коммуникативный акт и его структура 4. Типология процессов коммуникации. 5. Понятие коммуникативной личности. 6. Национально-культурные особенности коммуникации.
Коммуникация (от лат. сообщение, передача) - обмен значениями (информацией) между индивидами через общую систему символов (знаков), языковых знаков, в частности.
Изучение коммуникации ораторское искусство ( древние Афины )ораторское искусство ( древние Афины ) психология, социология и языкознание психология, социология и языкознание психолингвистика и социолингвистика ( вторая половина XX в.)психолингвистика и социолингвистика ( вторая половина XX в.) public speech ( нач. XX в.) public speech ( нач. XX в.) коммуникативистика (20- е гг. XX в.) коммуникативистика (20- е гг. XX в.)
Линейные модели коммуникации
акциональная модель послание С Р акциональная модель послание С Р
модель Лассвелла коммуникатор сообщение канал получатель последствия
Модель К.Шеннона и У.Уивера. источник информации передатчик канал передачи приемник конечная цель
Шум - внешние факторы, которые искажают сообщение и нарушают возможность восприятия
интеракциональная модель послание S R обратная связь
Транзакциональная модель У1 У2
Транзакциональная модель - диалогическая представляет коммуникацию как равноправный процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникантами
Особенности транзакциональной модели: одновременность ролей говорящего/слушающего для каждого из участников одновременность ролей говорящего/слушающего для каждого из участников интегративность и динамичность интегративность и динамичность субъективный, контекстно-обусловленный характер (реакции зависят от множества факторов) субъективный, контекстно-обусловленный характер (реакции зависят от множества факторов)
философия диалогизма (М.М.Бахтин) необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте (идея хронотопа: от греческих слов, обозначающих время и место) всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте (идея хронотопа: от греческих слов, обозначающих время и место)
Ролан Барт: слово не имеет значения, слово – только возможность значения, получающее его в конкретном тексте. Более того, каждое новое прочтение текста создает новое значение, читающий как бы пишет свой собственный текст заново
Современный диалогический подход: коммуникация - сложная структура отношений, в которой личность обретает свое «Я» через связь с другими личностями и миром
Коммуникативный акт и его структура
коммуникативный акт - отдельный фрагмент или единица коммуникации
Последовательность коммуникативных актов составляет дискурс. Дискурс – это творимый в речи связный текст.
Компоненты коммуникативного акта Участники коммуникации (коммуниканты; отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения. Коммуниканты владеют коммуникативной компетенцией, специфичной относительно данной культуры Участники коммуникации (коммуниканты; отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения. Коммуниканты владеют коммуникативной компетенцией, специфичной относительно данной культуры
сообщение высказывание изображение физический предмет
кодирование - превращение сообщения в символическую или знаковую форму. декодирование - расшифровка сообщения, которая в результате различных помех может быть более или менее адекватной
канал – средство, с помощью которого передается сообщение
обратная связь – реакция получателя на принятое сообщение, изменения в знаниях, установках, поведении, возникшие в результате коммуникации.
контекст - социоречевые нормы, принятые в данном сообществе, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и т.д.
Типология процессов коммуникации
по характеру субъектов коммуникации Внутриличностная - осознание, оценка, рассуждение, убеждение, повторение. Внутриличностная - осознание, оценка, рассуждение, убеждение, повторение. Межличностная - общение с другими во множестве разнообразных контекстов. Межличностная - общение с другими во множестве разнообразных контекстов. Групповая (личностно-групповая, внутригрупповая, межгрупповая) - акцент на совместной деятельности, решении проблем, распределении ролей внутри группы, формировании групповых норм. Групповая (личностно-групповая, внутригрупповая, межгрупповая) - акцент на совместной деятельности, решении проблем, распределении ролей внутри группы, формировании групповых норм.
Массовая коммуникация характеризуется трансляцией социально значимой информации, поддающейся целенаправленному порождению и регулированию. Она происходит в том случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп. Массовая коммуникация характеризуется трансляцией социально значимой информации, поддающейся целенаправленному порождению и регулированию. Она происходит в том случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп. Межкультурная - общение с незнакомцами, ододинаковыми; неопределенность и тревожность как главные характеристики. Межкультурная - общение с незнакомцами, ододинаковыми; неопределенность и тревожность как главные характеристики.
по формам коммуникации вербальная коммуникация вербальная коммуникация невербальные средства невербальные средства визуальная визуальная тактильная тактильная
по функциям коммуникации информативная информативная аффективно-оценочная аффективно-оценочная рекреативная рекреативная ритуальная ритуальная убеждающая убеждающая
Функциональная модель коммуникации Р.О. Якобсона Эмотивная функция Конативная функция Референтивная функция Поэтическая функция Фатическая функция Метакоммуникативная функция
Понятие коммуникативной личности
Коммуникативная личность – совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных и семиотических предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.
Параметры коммуникативной личности
Мотивационный параметр определяется коммуникативными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (с использованием различных средств коммуникации и тактик). На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (с использованием различных средств коммуникации и тактик).
Когнитивный параметр мировидение, стереотипы, знание коммуникативных кодов, мировидение, стереотипы, знание коммуникативных кодов, умение осуществлять самонаблюдение и самоанализ, умение осуществлять самонаблюдение и самоанализ, способность адекватной оценки партнера- коммуниканта. способность адекватной оценки партнера- коммуниканта.
Функциональный параметр - практическое владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; - умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; - построение общения в соответствии с нормами кода и правилами этикета.
Национально-коммуникативное поведение совокупность норм и традиций общения различных национальных культур. совокупность норм и традиций общения различных национальных культур.
Модели изучения коммуникативного поведения Ситуативная модель Параметрическая модель