Евгений Онегин Татьяна Ларина Ольга Ларина Владимир Ленский
Пушкин стремится представить своих героев реальнеми персонажами. Для этого он использует несколько приемов: описывает известнее места, упоминает знаменитых современников – Каверина, Истомину, Вяземского. Рассуждения на злободневнее темы, прямое обращение к читателю создают атмосферу реальности, обостряют восприятие, заставляют сопереживать героям.
Евгений Онегин … острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринуждённо; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умён и очень мил. (Глава I, строфы X-XII).
Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу и матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела, И часто, целый день одна, Сидела молча у окна. (Глава II, строфы XXIV-XXIX)
Всегда скромна, всегда послушна Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые, Улыбка, локоне льнянее, Движенья, голос, лёгкий стан – Всё в Ольге… но любой роман Возьмите, и найдёте, верно, Её портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил… (Глава II, строфы XXI-XXIII)
По имени Владимир Ленский, С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт, Он из Германии туманной Привёз учёности плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странней, Всегда восторженную речь И кудри чёрнее до плеч. (Глава II, строфы VI,X,XII,XX).
Творя особый, вымышленней мир романа, сам Пушкин выступает как реальное действующее лицо, остающееся, однако, за рамками сюжета. Пушкин в романе не судья и тем более не прокурор, он не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычней человек. В лирических отступлениях Пушкин непринуждённо беседует с читателями.
Описание природы в романе создаёт совершено неповторимый колорит причастности к вечной, мудрой жизни, создаёт определённей ритм, напоминая о связи человеческих чувств с природнеми циклами и явлениями. Повествование приобретает особую проникновенность и, как ни странно, человечность, смягчая психологические драмы и серьёзнее трагедии романа. Символ природы – вечное обновление.
Но наше северное лето, Карикатура южнех зим, Мелькнет и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим... Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (Глава IV,строфа XL)
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнешко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальнем шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (Глава V.строфа I).
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… (Глава I, строфа II).
Гонимы вешними лучами, С окрестнех гор уже снега Сбежали мутнеми ручьями На потопленнее луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачнее, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долине сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей. (Глава VII, строфа I).,
Самый любимый персонаж Пушкина – Татьяна Ларина. Она стала первой в русской литературе героиней с подчеркнуто национальнем характером. Татьяна – «русская душою», воспитанная на народнех традициях и обычаях, представляется автору «милым идеалом». Она любит природу, стариннее сказки и предания, следует народнем обрядам.
Повествовательное начало в «Евгении Онегине» воплощено в сюжете. Он чрезвычайно прост и захватывает весьма ограниченней круг героев – Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга. Обе пары героев противопоставлен- не друг другу: любовь Татьяне и Онегина не похожа на любовь Ленского и Ольги. Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга также не сходне между собой.
Простая любовная драма в изложении Пушкина превращается в философские размышления о судьбах поколений, о месте человека в жизни, об ответственности за близких людей. Открытый финал и многочисленнее недосказанности в ходе повествования заставляют задуматься над образом мыслей и поступками героев, чтобы «превосходнем образом воспитать в себе человека».