Программа по развитию агропромышленного комплекса РК « Агробизнес 2020»
Цель программы: Создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса (далее - АПК) Республики Казахстан (далее - РК)
Задачи: 1. Финансовое оздоровление субъектов АПК. 2. Повышение экономической доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК: повышение экономической доступности товаров, работ и услуг в растениеводстве; повышение физической доступности услуг по хранению зерна; повышение экономической доступности воды для СХТП; повышение экономической доступности товаров, работ и услуг в животноводстве и товарном рыбоводстве; повышение экономической доступности товаров, работ и услуг для производства продукции глубокой переработки сельскохозяйственного сырья; повышение экономической доступности финансовых услуг; повышение доступности, товаров, работ и услуг в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов; повышение экономической доступности образовательных услуг, результатов аграрной науки и консультационных услуг.
3. Развитие государственных систем обеспечения субъектов АПК: 1) развитие системы фитосанитарной безопасности; 2) развитие системы ветеринарной безопасности. 4. Повышение эффективности систем государственного регулирования АПК: 1) повышение эффективности агрохимического обслуживания сельского хозяйства; 2) развитие систем информационного обеспечения субъектов АПК; 3) повышение эффективности государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур; 4) развитие системы оказания государственных услуг для субъектов АПК: 4-1) повышение эффективности мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель; 5) развитие системы технического регулирования в сельском хозяйстве; 6) повышение эффективности системы государственного контроля и надзора в АПК; 7) создание условий для развития производства и оборота органической сельскохозяйственной продукции; 8) развитие сельскохозяйственной кооперации; 9) развитие международного сотрудничества в области агропромышленного комплекса.
Целевые индикаторы: 1) Увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза в 2020 году; 2) пролонгация долговой нагрузки субъектов АПК за счет рефинансирования и реструктуризации займов не менее чем на 8 лет на общую сумму не менее 300 млрд. тенге; 3) объем негосударственных кредитных средств, привлеченных в АПК за счет мер по повышению доступности кредитов и лизинга до 2 трлн. тенге за годы; 4) коэффициент угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов 0,88 в 2020 году; 5) доля пищевой продукции, подверженной мониторинговым лабораторным исследованиям 0,4 % в 2020 году; 6) доля государственных услуг, переведенных в электронный формат 62 % в 2015 году.
Финансирование: Общие расходы, предусмотренные в республиканском и местном бюджетах на реализацию Программы в годах, составят всего ,2 млрд. тенге, в т.ч.: 2013 год - 339,7 млрд. тенге 2014 год - 466,0 млрд. тенге* 2015 год - 322,7 млрд. тенге* 2016 год - 340,7 млрд. тенге 2017 год - 383,5 млрд. тенге 2018 год - 406,9 млрд. тенге 2019 год - 414,3 млрд. тенге 2020 год - 448,4 млрд. тенге
Анализ реализации программы: Объемы валовой продукции АПК РК демонстрируют устойчивую тенденцию к росту с уровня 1089,4 млрд. тенге в 2007 году до 2286 млрд. тенге в 2011 году продукции сельского хозяйства и с 490,8 млрд. тенге в 2007 году, до 828 млрд. тенге в 2011 году продукции переработки. За последние 5 лет темп роста объемов валовой продукции сельского хозяйства в среднем составил 20 %, производства продуктов питания - 12,2 %.
Объем производства валовой продукции сельского хозяйства
Объем производства продуктов питания
Анализ действующей политики государственного регулирования развития агропромышленного комплекса В настоящий момент политика государственного регулирования развития АПК реализуется в следующих формах: 1) предоставление различных форм государственной поддержки среди субъектов АПК в форме субсидий, государственных закупок и т.д.; 2) применение финансовых инструментов, поддерживающих условия для обновления основных производственных средств - парка сельскохозяйственной техники, оборудования, поголовья скота; 3) обеспечение доступности финансово-кредитных инструментов для субъектов АПК; 4) создание необходимых условий для привлечения инвестиций в проекты развития АПК; 5) поддержка экспорта продукции; 6) оказание государственных услуг в сфере ветеринарной и фитосанитарной безопасности; 7) сохранение и развитие инфраструктуры, необходимой для развития АПК РК, - транспортной, водной, хранения, переработки и пр.; 8) развитие отраслевой науки и распространение агротехнологических знаний; 9) контроль над расходованием бюджетных средств.
Растениеводство: Развитие отрасли растениеводства будет направлено на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции путем перехода на научно-обоснованные влагоресурсосберегающие технологии возделывания культур, обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых и ныне неиспользуемых земель. посевные площади необходимо привести в соответствие с установленными научно- обоснованными севооборотами. С целью повышения урожайности в растениеводстве будет продолжена государственная поддержка сельхозпроизводителей в виде субсидирования затрат при приобретении минеральных удобрений, средств защиты растений, семян и саженцев.
Животноводство: В отрасли животноводства необходимо продолжить работу по повышению экспортного потенциала мяса КРС и стимулированию СХТП к развитию мясного животноводства. Для достижения данной цели необходимо продолжить работу по развитию племенной базы и повышению генетического потенциала скота и птицы, в том числе за счет импорта племенных животных для дальнейшей репродукции. Для развития традиционных отраслей животноводства будет принят комплекс мероприятий, стимулирующий развитие отгонного животноводства, в том числе овцеводства. Также будет усилена работа по созданию малых и средних ферм и хозяйств семейного типа.
Ветеринария и фитосанитария: Особое внимание необходимо уделить развитию системы ветеринарной и фитосанитарной безопасности. Планируемое вступление в ВТО требует от СХТП поставку качественной и безопасной продукции, соответствующей международным стандартам пищевой безопасности. В этой связи, в рамках сотрудничества с международными организациями необходимо проработать вопрос совершенствования законодательной базы, пересмотреть стратегию борьбы с заболеваниями животных, создать развернутую сеть лабораторий с интегрированной информационной системой для контроля, надзора и мониторинга за заболеваниями. Необходимо обеспечить функционирование государственных ветеринарных организаций на уровне поселков. В области фитосанитарии необходимо провести ряд мероприятий по внедрению современных безопасных методов борьбы с особо опасными организмами.