Урок-практикум по истории 8 класс. Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!... А.Н.Некрасов «Кому на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку: «Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г.» учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии 66 Черниковой Н.Л.
Advertisements

Отмена крепостного права в России.. ОТМЕНИТЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО! НО КАК ?
Отмена крепостного права в России Учитель истории ГБОУ СКО школы-интерната 79 VIII вида Попова Н.В.
8 класс. Вадейкина Т.В.. План урока. 1.Подготовка рефор- мы. 2.«Великая реформа». 3.Значение отмены крепостного права.
Крестьянская реформа 1861 года Д/З: § 20, читать, вопрос 3, пересказ.
Крестьянская реформа 1861 года. Соотнесите названные учреждения, занимающиеся подготовкой реформы и его обязанности 1.Государственный Совет. Секретный.
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ Урок-презентация по истории России XIX века.
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ Подготовила учитель истории МОУ СОШ 15 г. Балашова Соловова К. В.
Тема урока: Отмена крепостного права. Выполнена учителем истории Евтеевой В.В., СОШ 996, г. Москва.
«Крепостное право на крестьян отменяется навсегда» (Крестьянская реформа 1861 г.)
( в схемах, диаграммах, таблицах) Автор: учитель истории Остроумова С. П. МОУ Лесная средняя общеобразовательная школа Лесного района Тверской области.
Крестьянская Реформа 1861 года. Основные положения.
Выполнил: Учитель истории МОУ Акбашевская СОШ Бикмухаметов Рустам Галиахметович.
«Крепостное право на крестьян отменяется навсегда…» Александр II «Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину, другим – по мужику»
Тема урока. «Крестьянская реформа 1861 года». Цель: познакомиться с крестьянской реформой 1861 года и выяснить ее основные положения.
Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна.
«Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». ( Из речи Александра II перед московским дворянством 30 марта 1856 г.)
Крестьянская реформа Бочкарёва Т.Н., учитель истории МАОУ «Лицей 62»
Крестьянская реформа 1861 года Цель урока Изучить сущность крестьянской реформы Основные положения и значение отмены крепостного права.
Крестьянская реформа 1861 г.. План урока: I. Введение II. Основная часть урока: характеристика личности Александра II. Предыстория отмены крепостного.
Транксрипт:

Урок-практикум по истории 8 класс

Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!... А.Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Но реформа была необходима, почему? Назовите причины отмены крепостного права.

На протяжении нескольких веков самой большой проблемой в России было крепостное право. Очень ярко это показала Крымская война и поражение России в ней. В 1861 году крепостное право было отменено царским «Манифестом 19 февраля…» Казалось бы русский крестьянин должен был ликовать от радости, но крестьянин встретил Великую реформу бунтами и волнениями. Для помещиков реформа стала сильнейшим нравственным потрясением. Цель урока: Выяснить, кому же и чем была выгодна эта реформа? Какое значение она имела для страны?

Задание для 1 группы Помещику? На основе данных документов найдите плюсы и минусы реформы для помещиков. Как решался вопрос о земле? Чьей собственностью она объявлялась? От имени помещиков составьте обращение к царю по поводу изменений в реформе. (Работа с документами: «Манифест 19 февраля 1861 года», «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе…», «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях великороссийских, новороссийских и белорусских»)

Задание для 2 группы Крестьянину? На основе данных документов найдите плюсы и минусы реформы для крестьян. Найдите в тексте документов гражданские права, которые появились у крестьян. От имени крестьян составьте обращение к царю по поводу изменений в реформе. (Работа с документами: «Манифест 19 февраля 1861 года», «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе…», «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях великороссийских, новороссийских и белорусских»)

Задание для 3 группы Государству? На основе данных документов найдите плюсы и минусы реформы для государства. Кому еще была выгодна реформа по отмене крепостного права? Составьте проект отмены крепостного права, чтобы соблюдались интересы всех сторон. (Работа с документами: «Манифест 19 февраля 1861 года», «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе…», «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях великороссийских, новороссийских и белорусских»)

Плюсы и минусы крестьянской реформы 1861 года

Ваш проект реформы:

В чем историческое значение реформы 1861 года? (Вывод)

Домашнее задание: прочитать параграфы 19-20, выучить понятия, даты, На основе изученных материалов и сделанных выводов, составьте синквейн по теме «Отмена крепостного права в России» Правила составления синквейна 1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Оценка работы группы Поставьте баллы от 0 до 5 Утверждения Наша группа работала как единая команда Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе Мы обсуждали решения и принимали решения вместе Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу В нашей группе уважается мнение каждого В нашей группе ценятся таланты и способности каждого

Критерии самооценки работы в группе Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) Моя оценкаОценка группыКомментарий учителя Я внес(ла) максимальный вклад в работу группы Я выслушивал(а) чужие аргументы, понимал(а) другие точки зрения Я объяснял(а) свою точку зрения, приводя доводы и аргументы Я отстаивал(а) свое мнение корректно Я принимал(а) новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения Я выяснил(а) все взгляды на проблему, чтобы решить ее комплексно Я сформулировал(а) проблему и разбил(а) ее на отдельные задачи Я умею работать в команде: иногда – брать на себя ответственность, иногда - подчиняться

Статистические данные 1. Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка – у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях – 30-40% от крестьянского надела. (Подумайте, о чем свидетельствуют эти данные?) 2. В 1881 году 15% бывших крепостных крестьян не были переведены на выкуп. (Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся?) 1. Средний надел крестьянина до реформы составлял 4,4 десятины, после реформы – 3,6 десятины 2. В Московской губернии крестьянская семья в среднем должна была заплатить за землю 500 рублей. При этом изба стоила рублей, лошадь рублей. 3. Стоимость крестьянской земли была оценена в 500 млн. рублей, заплатили же крестьяне 1,5 миллиарда рублей. (На основе представленных данных сформулируйте выводы о характере крестьянской реформы).

Глоссарий Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности (барщину и оброк) и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин является собственностью барина. «манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости» -основной законодательный акт об отмене крепостного права. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - основной законодательный акт об отмене крепостного права. Временнообязанный крестьянин –лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп. «Дарственный надел»- ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно. Уставная грамота – договор помещика с крестьянином. Мировые посредники должностное лицо в период проведения крестьянской реформы. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью. Выкупная операция: 20% выплачивается крестьянами, 80% - государственная ссуда, которую крестьянин возвращал в течении 49 лет. «Отрезки» – отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли. «Прирезки» –земля добавлявшаяся к крестьянскому наделу. Барщинная форма эксплуатации крестьян – преобладала в черноземных губерниях, где плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле. Оброчная форма эксплуатации крестьян – преобладала в нечерноземных губерниях, следовательно в этих губерниях были широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не являлась основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика.