Урок-практикум по истории 8 класс
Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!... А.Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Но реформа была необходима, почему? Назовите причины отмены крепостного права.
На протяжении нескольких веков самой большой проблемой в России было крепостное право. Очень ярко это показала Крымская война и поражение России в ней. В 1861 году крепостное право было отменено царским «Манифестом 19 февраля…» Казалось бы русский крестьянин должен был ликовать от радости, но крестьянин встретил Великую реформу бунтами и волнениями. Для помещиков реформа стала сильнейшим нравственным потрясением. Цель урока: Выяснить, кому же и чем была выгодна эта реформа? Какое значение она имела для страны?
Задание для 1 группы Помещику? На основе данных документов найдите плюсы и минусы реформы для помещиков. Как решался вопрос о земле? Чьей собственностью она объявлялась? От имени помещиков составьте обращение к царю по поводу изменений в реформе. (Работа с документами: «Манифест 19 февраля 1861 года», «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе…», «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях великороссийских, новороссийских и белорусских»)
Задание для 2 группы Крестьянину? На основе данных документов найдите плюсы и минусы реформы для крестьян. Найдите в тексте документов гражданские права, которые появились у крестьян. От имени крестьян составьте обращение к царю по поводу изменений в реформе. (Работа с документами: «Манифест 19 февраля 1861 года», «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе…», «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях великороссийских, новороссийских и белорусских»)
Задание для 3 группы Государству? На основе данных документов найдите плюсы и минусы реформы для государства. Кому еще была выгодна реформа по отмене крепостного права? Составьте проект отмены крепостного права, чтобы соблюдались интересы всех сторон. (Работа с документами: «Манифест 19 февраля 1861 года», «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе…», «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях великороссийских, новороссийских и белорусских»)
Плюсы и минусы крестьянской реформы 1861 года
Ваш проект реформы:
В чем историческое значение реформы 1861 года? (Вывод)
Домашнее задание: прочитать параграфы 19-20, выучить понятия, даты, На основе изученных материалов и сделанных выводов, составьте синквейн по теме «Отмена крепостного права в России» Правила составления синквейна 1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Оценка работы группы Поставьте баллы от 0 до 5 Утверждения Наша группа работала как единая команда Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе Мы обсуждали решения и принимали решения вместе Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу В нашей группе уважается мнение каждого В нашей группе ценятся таланты и способности каждого
Критерии самооценки работы в группе Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) Моя оценкаОценка группыКомментарий учителя Я внес(ла) максимальный вклад в работу группы Я выслушивал(а) чужие аргументы, понимал(а) другие точки зрения Я объяснял(а) свою точку зрения, приводя доводы и аргументы Я отстаивал(а) свое мнение корректно Я принимал(а) новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения Я выяснил(а) все взгляды на проблему, чтобы решить ее комплексно Я сформулировал(а) проблему и разбил(а) ее на отдельные задачи Я умею работать в команде: иногда – брать на себя ответственность, иногда - подчиняться
Статистические данные 1. Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка – у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях – 30-40% от крестьянского надела. (Подумайте, о чем свидетельствуют эти данные?) 2. В 1881 году 15% бывших крепостных крестьян не были переведены на выкуп. (Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся?) 1. Средний надел крестьянина до реформы составлял 4,4 десятины, после реформы – 3,6 десятины 2. В Московской губернии крестьянская семья в среднем должна была заплатить за землю 500 рублей. При этом изба стоила рублей, лошадь рублей. 3. Стоимость крестьянской земли была оценена в 500 млн. рублей, заплатили же крестьяне 1,5 миллиарда рублей. (На основе представленных данных сформулируйте выводы о характере крестьянской реформы).
Глоссарий Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности (барщину и оброк) и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин является собственностью барина. «манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости» -основной законодательный акт об отмене крепостного права. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - основной законодательный акт об отмене крепостного права. Временнообязанный крестьянин –лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп. «Дарственный надел»- ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно. Уставная грамота – договор помещика с крестьянином. Мировые посредники должностное лицо в период проведения крестьянской реформы. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью. Выкупная операция: 20% выплачивается крестьянами, 80% - государственная ссуда, которую крестьянин возвращал в течении 49 лет. «Отрезки» – отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли. «Прирезки» –земля добавлявшаяся к крестьянскому наделу. Барщинная форма эксплуатации крестьян – преобладала в черноземных губерниях, где плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле. Оброчная форма эксплуатации крестьян – преобладала в нечерноземных губерниях, следовательно в этих губерниях были широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не являлась основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика.