Лекция 1 Тема лекции: Содержание и цели дисциплины «Основы учебной и научно – исследовательской деятельности»
План лекции: 1. Цель освоения дисциплины 2. Краткое содержание дисциплины 3. Компетенции, осваиваемые в ходе освоения дисциплины
Вопрос 1: Цель освоения дисциплины Цель освоения: формирование знаний и умений по основам исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебно-профессиональной и научно – исследовательской деятельности и активизацию личностной позиции в рамках совместной образовательной программы двух дипломов с Университетом Ниццы София Антиполис (Франция).
Вопрос 2: Краткое содержание дисциплины Определение учебной и научно-исследовательской деятельности. Закон «Об образовании» и образовательные стандарты. ФГОС ВО Экономика. Особенности совместных образовательных программ по экономике с университетами Франции. Рабочий учебный план. Компетенции экономиста. Балльно – рейтинговая система Мотивационная и целевая основа учебной и научно-исследовательской деятельности человека. Место и роль НИР в структуре учебного процесса (освоение знаний, практика, тренинг, исследование) Объект, предмет, средства, способы, продукт и результат учебной и научно-исследовательской деятельности. Специфика научно-исследовательской работы в профессиональном образовании Исследовательская культура и качество образования. Законодательно-нормативная база системы НИРС. Цели и задачи системы НИРС. Учебно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс (УИРС). Комплексный план организации НИРС на весь период обучения. Формы организации НИРС – рефераты, курсовые выпускные квалификационные работы, научные семинары, проблемные группы и исследовательские лаборатории, студенческие научные объединения (студенческие научные центры, научные кружки, хоздоговорная и госбюджетная тематика научно- исследовательских разработок кафедр). Научно-исследовательская работа на кафедрах. Деятельность совета молодых ученых вуза. Дни молодежной науки в вузе как средство поддержки и стимулирования развития научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых. Деятельность студенческого научного общества. Специфика подготовки к участию в научных и научно-практических конференциях, внутривузовских и республиканских конкурсах и олимпиадах. Общая характеристика научного стиля. Научный текст, его характеристики, его виды. Содержание и форма разных видов научного текста. Структурная организация научного отчета, доклада, статьи, тезисов, текста научно-исследовательской работы. Публичная защита учебных и научных работ (эссе, докладов, рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ). Публичный диалог и его специфика в условиях публичной защиты научного исследования.
Вопрос 3: Компетенции, осваиваемые в ходе освоения дисциплины ОК-7 - способен к самоорганизации и самообразованию Знать: - содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности; - основные этапы развития науки; - общенаучные методы проведения современного научного исследования; - общие требования к структуре, содержанию, языку и оформлению студенческих учебных и научных работ; - требования к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе; - принципы организации и планирования научной работы студентов. Уметь: - планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности; - применять необходимые методы научного исследования при разработке учебных и научных работ; - организовать и проводить научные исследования в процессе подготовки курсовых работ, выпускной квалификационных работ; - находить, обрабатывать и хранить информацию, полученную в результате научных исследований; - осуществлять апробацию и внедрение результатов исследования в практику Владеть: - приемами саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности; - навыками поиска самостоятельного решения научных задач; - навыками выбора темы научной работы; -навыками оформления студенческих учебных и научно-исследовательских работ; - подготовки и проведения защиты студенческой научной работы.
Список рекомендуемых источников по теме: Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" // info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ Указ Президента РФ 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/3208 Приказ Минобрнауки России от N 296 (ред. от ) «О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», – 464 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rating.ru/ftproot/files/Yakutsk_SU_2010.pdfhttp:// rating.ru/ftproot/files/Yakutsk_SU_2010. pdf Михайлова, Е.И. Непрерывное профессиональное образование как фактор социально – экономического развития Северо – Востока России / Е.И. Михайлова // Международный научно-образовательный Форум «Education, forward!» Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации: материалы форума / Якутск, июня 2015 г. - М.: Мир науки, с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: World University Rankings [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ranking Web of Universities [Электронный ресурс]. – Режим доступа: