Классицизм в архитектуре Петербурга Ученица 11 класса Мягкова Наталья
В годы 18 века начинается поворот европейской культуры, в т.ч. архитектуры, на путь классицизма. Свое название классицизм получил от латинского classicus- образцовый. В истории искусства классика- эпоха наивысшего развития античного искусства, время расцвета древнегреческих городов-полисов. Классицизм- художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования основ античности. В авангарде развития стояла Франция.
Концепция классицизма заключалась в использовании античных элементов, наполненных новым содержанием. Классицизм стимулировал археологические исследования.
Черты классицизма. 1. Четкость композиции, строгость. 2. Торжественность зданий. 3. Симметричность композиции.
Черты классицизма. 4. Важнейший элемент- портик- колоннада, расположенная у стены здания, завершенная фронтоном. 5. Использование светлых (пастельных тонов). 6. Создание ансамблей.
Черты классицизма. 7. Господство ордерной системы. Ордер-порядок, определенное сочетание несомых и несущих частей конструкции здания. 8. Использование скульптуры, созданной по античным образцам (квадриги, кентавры, статуи Аполлона). 9. В оформлении интерьеров также использовались античные мотивы и скульптура.
Ордерная система. Архитектурные ордеры существовали с древнейших времен, в Древней Греции они сложились в классическую систему. Классические ордеры – дорический, ионический и коринфский получили свои названия от областей Древней Греции ( Дорика, Ионика, Коринф).Планировочное и пространственное решения здания одинаковы для каждого ордера, различия заключаются в форме колонн и антаблементов, в определенном соотношении между несомыми и несущими частями здания.
Ордерная система. Архитектурные ордеры. А.Дорический. Б.Ионический. В.Коринфский. Несущие части колонны: 6- база, 5- ствол, 4- капитель. Несомые части: антаблемент ( 1-карниз, 2- фриз, 3- архитрав) и фронтон.
Ордерная система. А. Дорический ордер. Является самым простым, строгим, наиболее массивным, самый древний ордер. Его сравнивают с мужской фигурой, несущей тяжести. Он не имеет базы. Использован в здании Горного института, Конногвардейского манежа.
Ордерная система. Б. Ионический ордер. Имеет легкий характер, изящные пропорции, капитель с 2-мя завитками- волютами. Ионическую колонну сравнивают с грациозной женской фигурой. Использован в здании Академии наук, Публичной библиотеки и др.
Ордерная система. В. Коринфский ордер. Появился позже других, имеет изящные пропорции, капитель пышная в виде листьев аканта. Эту колонну сравнивают с фигурой молодой девушки. Использован в здании Александринского театра, Казанского собора, Михайловского дворца и т.д.
Классицизм имел длительную историю и прошел 3 этапа ( периода): 1. Ранний классицизм ( переходный период) годы. 2. Строгий (зрелый) классицизм годы. 3. Высокий классицизм ( ампир) годы.
1. Ранний классицизм ( переходный период) годы. Принципы классицизма с его ясностью и рационализмом сочетались с живописностью барочных форм, это переход от одного стиля( барокко) к другому стилю (классицизму). Важное место занимают творения архитекторов: Ринальди, Валлен-Деламота, Фельтена.
Ранний классицизм ( переходный период) годы. А. Ринальди, Мраморный дворец
2. Строгий ( зрелый)классицизм годы В его становлении важную роль сыграло обращение к наследию великого итальянского зодчего Палладио. Эталоном русской классики стали: Старов, Кваренги, Баженов, Бренна, Львов.
Строгий ( зрелый)классицизм годы И. Старов, Таврический дворец
Строгий ( зрелый)классицизм годы Баженов, Бренна, Инженерный ( Михайловский) замок
Строгий ( зрелый)классицизм годы Д. Кваренги, Конногвардейский Манеж
3. Высокий классицизм ( ампир) годы Прославлял могущество России, выражал патриотические чувства. В этот период усилилась тяга к торжественности, парадности, монументальности, на первый план выходит строительство крупных общественных зданий. Зодчие ампира: Воронихин, Монферран, Росси- мастер создания ансамблей.В этот период архитекторы увлекались строительством триумфальных арок, колонн и обелисков.
Высокий классицизм ( ампир) годы А. Воронихин, Казанский собор
Высокий классицизм ( ампир) годы А. Захаров, Адмиралтейство
Высокий классицизм ( ампир) годы К. Росси, Михайловский дворец (Русский музей) К. Росси, здание Главного штаба
Высокий классицизм ( ампир) годы К. Росси, улица Зодчего Росси и Александринский театр
Высокий классицизм ( ампир) годы О. Монферран, Исаакиевский собор О. Монферран, Дом Лобанова- Ростовского
Высокий классицизм ( ампир) годы В. Стасов, Троицкий собор
Высокий классицизм ( ампир) годы Тома де Томон, Биржа