Структура научных революций (теория Т.Куна)
«Структура научных революций» Допарадигмальный период Парадигма Нормальная наука Аномалии и научная революция
Историк науки американец Т.Кун ( ) ввел целый ряд основополагающих понятий для описания закономерностей функционирования и развития науки.
допарадигмальный- этот период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. научная парадигма- совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.
Зрелая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов. период нормальной науки сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова наступает период нормальной науки. Согласно концепции Куна, развитие науки идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через смену ведущих представлений -- через периодически происходящие научные революции.
«Нормальной наукой» Кун называет исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом в качестве основы для развития, то есть это исследование в рамках парадигмы и направленное на поддержание этой парадигмы.
В критике понимания Куном нормальной науки можно выделить два направления. Во-первых, полное отрицание самого существования нормальной науки. С этой точки зрения наука никогда бы не сдвинулась с места, если бы основной деятельностью ученых была нормальная наука, как ее представляет Кун. Сторонники этого направления в критике Куна полагают, что нормальной науки, предполагающей только кумулятивное накопление знания, вообще не существует; что из нормальной науки Куна не может вырасти революции. «Нормальная наука" отождествляется с теоретическим застоем или стагнацией в науке.
Второе направление в критике нормальной науки представлено К.Поппером он признает существование нормальной науки, но вместе с тем принижает ее роль. нормальная наука Куна, как считает Поппер, представляет опасность для самого существования науки. Ученый вызывает у Поппера чувство жалости: он не привык к критическому мышлению. На самом деле, хотя ученый и работает обычно в рамках какой-то теории, при желании он может в любой момент выйти за эти рамки.
Научная революция, в отличие от периода постепенного накопления (кумуляции) знаний, рассматривается как такой некумулятивный эпизод развития науки, во время которого старая парадигма замещается полностью или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.
Заключение БЕЗ СОМНЕНИЯ КОНЦЕПЦИЯ Т КУНА ВНЕСЛА ПЕРЕПОЛОХ В УМЫ ФИЛОСОФОВ- КОНСЕРВАНТОВ. ВСЯКОЕ УЧЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧАЩЕМУ, УСТОЯВШИМСЯ НОРМАМ, ВСЕГДА ВОСПРИНИМАЕТСЯ В «ШТЫКИ», И ПРОЙДЕТ ВРЕМЯ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ФИЛОСОФСКИЕ «УМЫ» СМОГУТ ОПРОВЕРГНУТЬ ЛИБО ПОДТВЕРДИТЬ ТЕОРИЮ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Т. КУНА. ВЕДЬ ДАЖЕ САМ КУН, КАК УЖЕ УПОМИНАЛОСЬ ВЫШЕ, НЕ СМОГ ДО КОНЦА РАЗОБРАТЬСЯ В СВОЕЙ ТЕОРИИ И ДАТЬ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ К ЕГО КОНЦЕПЦИИ.
Спасибо за внимание !