ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ
Логопедия это специальная педагогическая наука об изучении, исправлении и предупреждении речевых нарушений. В переводе с греческого языка, термин «логопедия» означает «обучение слову, речи» (логос- слово, пайдео - обучаю).
Задачи логопедии: Изучение онтогенеза и дизонтогенеза речевой деятельности Определение распространенности речевых нарушений Анализ этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых и языковых расстройств Унификация категориального аппарата Систематизация речевых расстройств Разработка принципов и методов дифференциальной диагностики, средств устранения и предупреждения речевых нарушений Разработка и внедрение в коррекционный процесс новых технологий и компьютерной техники Развитие системы логопедических служб в стране и отдельных регионах Обеспечение системности и преемственности в комплексном коррекционном воздействии
Цель логопедии, как науки, состоит в разработке научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речевой функции. Функции речи: коммуникативная (общения), мышления, регулирующая.
ЛОГОПЕДИЯ ИЗУЧАЕТ: Нарушение речевой деятельности 1. причины 2. структура 3. симптоматика 4. механизм 5. течение Систему коррекционного воздействия
Нарушение речи это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в конкретной языковой среде, характеризующееся следующими признаками: не соответствует возрасту говорящего; самостоятельно не исчезает, а закрепляется; требует логопедического вмешательства; откладывает отпечаток на психическое развитие ребенка.
АНАТОМО- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ Центральный отдел речевого аппарата включает кору головного мозга, подкорку, продолговатый мозг, ядра продолговатого мозга, пирамидные пути.
Первый блок включает подкорковые образования и обеспечивает нормальный тонус коры. Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира. Третий блок представлен корой передних отделов больших полушарий, он обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, регулирует деятельность подкорковых образований.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА доречевой (от рождения ребенка до 1 года) речевой (от 1 года и свыше)
Доречевой период гуляние (3-4 месяца) лепет (5-6 месяцев) Лепет это появление более определенных звуковых комплексов, сочетаний гласных и согласных звуков.
КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 1. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи 2. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. Нарушение центрального характера, органическое или функциональное по своей природе. При ускоренном темпе речь оказывается торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами.
Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Отмечается замедление реализации артикуляторной речевой программы. Нарушение центрального характера, может быть органическим или функциональным. При замедленном темпе речь становится тягуче-растянутой, вялой, монотонной.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу. Чаще возникает в ходе речевого развития.
Дислалия - нарушение фонетической стороны речи при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в ненормированном произнесении звуков (искажения), их заменах и смешениях. Дислалия возникает обычно в процессе развития речи ребенка. При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, при их отсутствии функциональный.
Ринолалия - это нарушения тембра голоса и звукопроизносительной стороны речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным.
Дизартрия - тяжелое речевое расстройство, при котором, наряду с нарушением произносительной стороны речи, отмечаются просодические изменения. При дизартрии страдает иннервация речевого аппарата. Является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. Чаще дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка в результате нейроинфекций и других заболеваний мозга.
Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Это один из сложнейших дефектов речи, при котором не формируется система языковых средств (фонетических, грамматических, лексических), страдает мотивационно- побудительный уровень речепорождения. Сопровождается грубыми семантическими дефектами, нарушением управления речевыми движениями.
Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Причинами могут стать черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, опухоли мозга после того, как речь уже была сформирована.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях узнавания букв, в сложностях слияния букв в слоги, слогов в слова, следствием чего явится неправильное воспроизведение звуковой формы слова. Нарушается процесс понимания прочитанного.
Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Дефект обусловлен несформированностью операций звукового анализа и синтеза, нестойкостью произвольного внимания, нарушениями зрительно пространственного восприятия.
Психолого-педагогическая классификация Нарушения речи подразделяются на две группы: 1. нарушения средств общения 2. нарушения в применении средств общения
ГОЛОС И ЕГО РАССТРОЙСТВА Голос это любые звуки, исходящие из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости. Образуется голос в гортани, которая представляет собой генераторный отдел. Органы дыхания представляют энергетический отдел, источником энергии, вызывающей колебания голосовых связок, является выдыхаемая воздушная струя. Надставная труба (глотка, носовая и ротовая полости) - резонирующий отдел, где звуки приобретают свою силу и окраску. Различение акустических свойств звуков осуществляется с помощью слуха.
Расстройства голоса это отклонения в силе, высоте, тембре. Проявления неправильного звучания голоса могут быть различного характера: отсутствие голоса, слабый, крикливый, визгливый, грубый, сиплый, хриплый, сдавленный, горловой, дрожащий, глухой, носовой, монотонный голос и др.
РИНОЛАЛИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами периферического отдела речевого аппарата.
Виды ринолалии: Открытая. Закрытая. Смешанная.
ДИЗАРТРИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕФЕКТА, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ Дизартрией следует называть тяжелые речевые расстройства, при которых, наряду с нарушением звукопроизносительной стороны речи, страдают темп речи, ее выразительность, плавность, модуляция (просодическая сторона речи). Характерным для дизартрии являются нарушения дыхания и голоса.