Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
Социально-образовательная интеграция Особая педагогическая система которая характеризуется: - открытостью - гибкостью - динамичностью
Принимает на себя ответственность за процесс и результаты совместного обучения, воспитания и развития детей с разным уровнем и темпом психофизического развития; имеет адекватную потребностям, возможностям и способностям воспитанников и обучающихся предметно- развивающую, материально-техническую и образовательно-воспитательную среду;
обеспечивается совместной мультидисциплинарной деятельностью команды специалистов, тесно взаимодействующих как с родителями, так и со специалистами иного профиля, заинтересованных в максимально эффективной социальной и образовательной адаптации воспитанников и обучающихся;
имеет мощную организационную и методическую поддержку со стороны органов образования и структур, отвечающих за профессиональное становление и повышение квалификации специалистов, включенных в интеграционные процессы.
Принципы интегрированного обучения: Ранняя диагностика и коррекция; обязательная коррекционная помощь каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство вне зависимости от формы интеграции, которую предпочли родители ребенка; продуманный и обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.
Задачи интеграции: Определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные учреждения; разработка содержания и форм специализированной поддержки детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения; разработка и апробация вариативных индивидуальных программ воспитания, обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями в общеобразовательных учреждениях.
ИНТЕГРАЦИЯ – выборочное помещение учеников с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы или создание специальных классов, ученики которых часть учебного времени проводят со своим сверстниками с нормативным темпом развития.
ИНКЛЮЗИЯ – глубокое помещение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.
Формы интегрированного обучения детей с ОВЗ: Комбинированное – когда ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;
Частичное – когда обучающиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать, образовательной программой, в этом случае часть дня они проводят в спец классах, а часть дня – в обычных кассах.
Временное – когда дети, обучающиеся в специальных классах, и учащиеся обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения.
Полное – когда 1-2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы (дети с ринолалией, слабовидящие или дети с кохлеарным имплантатом); эти дети по уровню психофизического, речевого развития почти соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают родители под контролем специалистов.