ДОШКОЛЬНАЯ ТИФЛОПЕДАГОГИКА
ПОЛОЖЕНИЕ О ТИФЛОПЕДАГОГЕ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Функциональные обязанности тифлопедагога проводит профилактическую коррекционно-развивающую работу с детьми в соответствии с выявленными нарушениями и управляет деятельностью коллектива сотрудников группы: участвует в методической работе детского сада и города; осуществляет работу с родителями.
Методист-дефектолог: определяет основные направления совместной работы тифлопедагога, воспитателя-дефектолога, воспитателя и родителей, оказывает методическую и практическую помощь сотрудникам специальных детских садов, организует семинары, знакомит с новинками специальной литературы, готовит тематические лекции для родителей, проводит с ними консультации и беседы, участвует в работе лекотеки; разрабатывает специальные коррекционные занятия с учетом возраста и характера нарушения зрения, оформляет образцы специальных пособий; обобщает опыт работы, собирает и систематизирует пособия и литературу по тифлопедагогике; разрабатывает методики и рекомендации по воспитанию детей со зрительной патологией, руководит работой коллектива по адаптации «Программы по воспитанию и обучению дошкольников»для детей с различными нарушениями зрения.
Психолог-дефектолог: изучает анамнез ребенка, составляет психолого-педагогическую характеристику, определяет прогноз его развития; проводит индивидуальные занятия с детьми, страдающими нервно- психическими заболеваниями, отстающими в психическом развитии; адаптирует существующие тесты психического развития ребенка для детей с нарушением зрения; ведет дневник наблюдений за детьми, отражая динамику развития ребенка в коррекционном процессе; оформляет дидактический материал для изучения и коррекции психического развития ребенка; оказывает помощь родителям, тифлопедагогу, воспитателям, посещает детей на дому, помогает организовать воспитание и обучение дошкольника в условиях детского коллектива и семьи и создать благоприятные условия в семье для развития ребенка с нарушенным зрением; совместно с тифлопедагогом разрабатывает индивидуальные задания для родителей с учетом сложности дефекта ребенка, его возраста и индивидуальных особенностей.
Тифлопедагог консультативной группы: проводит обследование и заполняет карту психофизического развития ребенка в соответствии с возрастом, определяет задачи коррекционно- педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей ребенка; проводит индивидуальные коррекционно-педагогические занятия в присутствии родителей и с учетом рекомендаций медицинского персонала, консультирует родителей по работе с детьми в домашних условиях, знакомит их с научно-педагогической литературой, специальными приемами воспитания ребенка, имеющего нарушения зрения; изготовляет пособия для индивидуальной работы с детьми и стенды для информации родителей; участвует с создании лекотеки для детей с нарушением зрения; разрабатывает и внедряет в практику методику использования и развития остаточного зрения; обучает воспитателей консультативной группы приемам работы с детьми с нарушенным зрением и курирует их.
Воспитатель стационарной группы: несет полную ответственность за охрану жизни детей; работает совместно с тифлопедагогом; обучает детей игровой деятельности в соответствии с возрастными требованиями и особенностями сенсорного развития детей с нарушением зрения, отрабатывает приемы познавательной деятельности на занятиях, на прогулках и во время режимных моментов; организует и проводит фронтальные занятия в соответствии с программными требованиями; осуществляет взаимосвязь с родителями, представляет наглядную информацию для них по вопросам воспитания ребенка в семье, участвует в разработке дидактического материала, привлекая к этому родителей. Воспитатель консультативной группы: отвечает за охрану жизни ребенка; обеспечивает условия для воспитания ребенка и предупреждает появление вторичных отклонений в развитии; осуществляет организацию игровой деятельности во время занятий тифлопедагога и других специалистов, проводит индивидуальные занятия; обеспечивает контакты с детьми, посещающими детский сад, и обучает детей общению друг с другом в присутствии родителей; осуществляет работу по формированию бытовых умений ребенка; участвует в работе лекотеки и оснащает ее пособиями.
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ТИФЛОПЕДАГОГА Работа с детьми с амблиопией и косоглазием Работа со слабовидящими детьми
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Примерная схема специального занятия тифлопедагога в детском саду для детей с нарушенным зрением Тип занятия. Тема занятия. Программное содержание. Формирование сенсорных эталонов: расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов; формирование представлений и их уточнение; обучение использованию эталонов при анализе свойств и качеств предметов; развитие сенсорных операций, систем исследовательских действий. Формирование способов обследования и предметных представлений: расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира; формирование способов обследования предметов.
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ 3PEHИЕM
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ