Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений.
Виды речи Внешняя Устная Письменная Внутреннее проговаривание Монологическая Диалогическая Полилог Внутренняя Собственно речь внутренняя Внутреннее программирование
Внутренняя и внешняя речь Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают устную и письменную внешнюю речь.
Внешняя речь делится на: Письменную речь - речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Устную речь - речь, произносимая в процессе говорения.
Виды устной речи Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.
Пример Монолог: Быть или не быть - таков вопрос; Что благородней духом - покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их… Диалог: - Вы выглядите замечательно. - Спасибо. Ваши слова - настоящий подарок. Полилог: - Вы выглядите замечательно. - Спасибо. Ваши слова - настоящий подарок. -Вы оба замечательны
Виды внутренней речи Внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи,но лишенная фонации. Собственно речь внутренняя-когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами Внутреннее программирование- т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия).
Видами речевой деятельности: Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; Слушание, или аудирование - восприятие и понимание звучащей речи; Письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; Чтение - восприятие графических символов и их понимание.