6 июня 1989 года "Учительская газета" впервые предложила своим читателям обсудить идею проведения в тогдашнем СССР конкурса "Учитель года" по аналогии с Соединенными Штатами Америки.
"Учитель года" - это одна из президентских программ в Соединенных Штатах Америки. Национальный учитель Америки известен всей стране почти также, как звезды Голливуда.
Президенты США из года в год, несмотря на свои политические ориентации, вручают победителям в Белом доме главный приз - "Хрустальное яблоко".
30 декабря 1989 года Увидело свет первое «Положение о конкурсе «Учитель года»: конкурс проводит оргкомитет совместно с редакцией «Учительской газеты» при участии Гособразования СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, АПН СССР, ЦК ВЛКСМ, общественных педагогических объединений. Будущие финалисты предупреждены: «предусматривается проведение претендентами открытого урока в московской школе (класс по выбору, тема сообщается за два часа)». Так началась история конкурса "Учитель года СССР".
Долго дискутировался вопрос по поводу эмблемы и главного приза конкурса. После долгих споров оргкомитет выбрал Пеликана.
ПЕЛИКАН символ и эмблема самопожертвования. Образ пеликана вошел в число классических понятий ряда европейских народов через христианскую литературу (авторы Августин, Иероним, Исидор), где рассказывалось о птице Онокро- тале (или пеликане), водящейся в долине Нила, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеей, тем, что дает им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы.
Образ пеликана как символа любви родителей к детям со времен средневековья входил во многие родовые гербы, а также в некоторые государственные гербы небольших феодальных государств (где означал попечение высшей государственной власти о подданных). На гербах древности пеликана обычно изображали вполоборота перевернутым к зрителю, чтобы было видно, как он клювом разрывает себе грудь и оттуда капает алая кровь. Число птенцов всегда было нечетным, что символизировало безраздельную любовь, сострадание, участие, самопожертвование.
1 сентября 1763 года Екатерина II издала манифест «Об учреждении Московского воспитательного дома». Подкидышам, брошенным у ворот Воспитательного дома, по указу Екатерины не только давали пропитание и крышу над головой, но старались развить в них склонности к наукам или искусству, посылали учиться за границу. Если известно было, что ребенок крепостной, ему давали вольную. Пеликан, кормящий троих птенцов, стал гербом Воспитательного дома. Штемпель, изображавший пеликана с надписью «Себя не жалея, питает птенцов», ставился на игральные карты, а сбор с клеймения карт шел в пользу Воспитательного дома.
Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, сочла сбор недостаточным для пополнения бюджетов благотворительных учреждений, поэтому пеликан появился на форменной одежде чинов благотворительных учреждений. Их мундиры украшали золоченые пуговицы с изображением благородной птицы.
На воротах и фронтонах зданий Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (дом 48 на набережной Мойки) изображены пеликаны, кормящие своих птенцов.
Когда хрустальные фигурки стали наградой учительского конкурса, этим не только отдавали дань истории, но и призывали педагогов к самопожертвованию и милосердию по отношению к ученикам и воспитанникам…
Изготавливают приз «Хрустальный пеликан» в Брянской области на заводе «Дятьковский Хрусталь»
Май 1990 года На первый, заочный тур Всесоюзного «Учителя года » вышло 99 учителей. Письменные работы в Москву прислали около 70 человек. А в столицу приехали 19 педагогов. Жюри определило шестерку лауреатов - представителей Казахстана, Москвы, Челябинской, Тульской областей, города Сумы и Красноярского края. 6 июня 1990 года Объявлен первый «Учитель года СССР» - преподаватель русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александр Сутормин. Вскоре «Хрустального пеликана» - символ конкурса, ему вручит Президент СССР Михаил Горбачев.
"Учителю года СССР" было отмерено всего два года. Последним его победителем стал Валерий Александрович Гербутов, учитель физики из Минска. Президент СССР Михаил Горбачев, вернувшись из заточения в Форосе, принял в Кремле Валерия Гербутова. Главной темой разговора первого и последнего Президента СССР со вторым и последним «Учителем года СССР» стало не будущее школы, а будущее страны, которой осталось «жить» всего несколько месяцев…
С 1992 года ведет свою историю российский конкурс. От СССР он унаследовал лишь "Хрустального пеликана", все необходимо было создавать заново. Учредителями "Учителя года России" стали, помимо "Учительской газеты", Министерство образования РФ и Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки. Первым победителем стал талантливый Артур Викторович Заруба, учитель музыки Детгородковской средней школы Волоколамского района Московской области. Песня Артура Зарубы "Школьным учителям" на стихи Роберта Рождественского, прозвучавшая в финале, проходившем в Московском департаменте образования, сразу же стала гимном конкурса. Каждый год гимн в обязательном порядке звучит на открытии конкурса.
6 августа 1993 года Этим числом датирован приказ Министерства образования РФ 339, утвердивший Положение о нагрудном знаке «Учитель года». Сегодня Положение утратило свою силу, но традиция награждать участников всероссийского финала почетным знаком осталась. Нагрудный знак «Золотой пеликан» конкурсанты получают из рук учредителей педагогического состязания. «Учитель года России 1993» преподаватель русского языка и литературы из Брянска, автор четырех поэтических сборников – Олег Геннадьевич Парамонов.
23 марта 1994 года Открылся первый слет участников конкурса «Учитель года России». Место проведения – Сургутская высшая гимназия-лаборатория Салахова. Инициатор – директор гимназии Валерий Салахов. Отныне слеты стали традицией, прекрасной возможностью для победителей и тех, кому не удалось блеснуть во время конкурса, дать лучший урок, поделиться уникальным опытом. Учитель года России 1994» преподаватель русского языка и литературы из Ярославля Михаил Нянковский.
У конкурса появилась своя газета. Издание называлось «ПеликантЪ-дейли» и было вполне профессиональным – его создавали молодые журналисты «Учительской газеты», распространялось бесплатно за завтраком, отражало все мало-мальски важные события конкурсной жизни и просуществовало семь лет.
16 марта 1995 года Первый российский президент Борис Ельцин встретился в Кремле с победителями конкурса «постсоветского» периода. Борис Ельцин также согласился стать председателем попечительского совета конкурса и учредил премии пятнадцати лауреатам Всероссийского «Учителя года». «Учитель года России 1995» учитель начальных классов с рязанщины – Зинаида Викторовна Климентовская.
Появились новые конкурсные задания – уроки- импровизации, где в качестве учеников выступают взрослые - пятнадцать лауреатов всероссийского конкурса. Тема для этих занятий объявляется за сутки до их проведения. Добавили еще одно испытание для «пятнашки» - пресс-конференцию с журналистами и членами Большого жюри. С этого года участники пишут эссе «Моя педагогическая философия». «Учитель года России 1996» учитель французского языка из Рязани – Екатерина Алексеевна Филиппова.
В 1997 году новый вариант «Хрустального пеликана», изготовленного ОАО «Дятьковский хрусталь», получил «Учитель года России 1997»- учитель технологии 293-й московской школы- Александр Евгеньевич Глозман
13 октября 1998 года Победа досталась одному из блестящих «физиков» - учителю математики физико-математического лицея 30 Санкт-Петербурга Владимиру Леонидовичу Ильину. На уроке-импровизации он спросил своих учеников: «Что такое математика?» Ответ пришел в конце занятия – это красота.
«Учитель года России 1999»- учитель музыки из 137-го челябинского лицея Виктор Васильевич Шилов. В песне, которую учитель года России 1999 года написал после конкурса, есть такие слова: Научить и душой обогреть В этом весь наш учительский труд, И счастливее сделать сердца Предстоит нам за сорок.
Конкурс 2000 года начался… с курсов повышения квалификации в Московском центре Федерации Интернет Образования. С этого года сама ФИО стала четвертым учредителем педагогического состязания, наравне с Министерством образования, учительским профсоюзом и «Учительской газетой». «Учитель года России 2000»- учитель русского языка и литературы гимназии 1 города Калининграда Владимир Алексеевич Морар
18 июня 2001 года Министерством образования РФ, Федерацией Интернет Образования, редакцией «Учительской газеты», ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, Российским Союзом Молодежи, Московским городским педагогическим университетом, Гуманитарным издательским центром «Владос» учреждена некоммерческая организация «Фонд поддержки российского учительства». Президентом избран ректор Московского городского педагогического университета Виктор Васильевич Рябов. Отныне именно фонд организует Всероссийский конкурс «Учитель года России». «Учителем года России 2001» объявлен преподаватель технологии школы 67 города Екатеринбурга, уральский самоучка- Алексей Валентинович Крылов.
Март 2002 года На проходившем в Москве фестивале «Учитель года России» учрежден Межрегиональный клуб «Учитель года». На торжественной церемонии открытия клуба, которая проходила в центре образования 686, команды победителей конкурса прошлого и нынешнего тысячелетий встретились на игре КВН, где боролись за символический приз –«Пеликанчика в золотой жилетке». Вступить в клуб может не только любой участник или организатор состязания, но и представители организаций, которые поддерживают конкурс. Главная цель клуба – поддержка талантливых педагогов. Его мероприятия должны способствовать повышению престижа учительской профессии. А «практическая» задача клубмэнов – обмен педагогическим опытом. «Учитель года России 2002»- учитель немецкого языка и директор гатчинской школы Ленинградской области Игорь Борисович Смирнов.
Впервые чествование победителей в Государственном Кремлевском дворце транслируется Первым каналом. На сцене – весь цвет российской эстрады. И победитель. Им стал преподаватель истории и обществознания 166-й гимназии Санкт-Петербурга Игорь Альбертович Карачевцев. Еще несколько «рекордов» этого года. Никогда еще не было такого количества участников всероссийского финала – 80 человек. Никогда конкурсанты не давали по два открытых урока в московских школах (хотя и мечтали об этом). Каждый участник выступает в двух номинациях–проблемной и предметной.
В сентябре 2004 года торжественно стартовал пятнадцатый конкурс. В этом году попытались создать оптимальную модель: четыре тура с уникальными испытаниями в каждом. Первый тур заочный. Второй презентация опыта работы, хобби-клуб и традиционный открытый урок по предмету. Все вместе называется «Учитель-предметник». Третий - «Учитель учителей» мастер-классы. Тема четвертого тура была задана участникам конкурса министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко. Евгений Игоревич Славгородский, преподаватель русского языка и литературы поселка Крылово Калининградской области, 25-ти лет от роду стал «Учителем года России-2004».
В мае озвучена инициатива министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко - финал Всероссийского конкурса будет проходить на родине абсолютного победителя. Теперь каждый субъект России может на время стать «пеликаньим пристанищем». На торжественной церемонии в Калининградском драматическом театре Виктор Садовничий, бессменный председатель жюри и министр образования и науки Андрей Фурсенко хором объявили имя абсолютного победителя. «Учителем года России 2005», обладателем Большого хрустального пеликана стал, учитель физики физико-математического лицея 31 города Челябинска, Иван Александрович Иоголевич.
Впервые финалисты всероссийского конкурса «Учитель года России» еще до состязания, в августе, собрались, чтобы, во-первых, познакомится с друзьями- конкурентами, во-вторых, получить ценные советы от участников конкурса прошлых лет, в-третьих, пройти психологические тренинги и познакомиться с основными принципами проведения конкурсного урока. Все учителя оценили обучающий семинар для «пеликанов» на «пять с плюсом». 22 ноября 2006 года Андрей Геннадьевич Успенский, учитель русского языка и литературы средней школы 37 Череповца Вологодской области, был назван абсолютным победителем конкурса «Учитель года России-2006» со сцены Государственного Кремлевского дворца, где в этот день проходила торжественная часть Всероссийского общественно-педагогического форума «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии».
Впервые в истории конкурса "Учитель года России-2007" абсолютными победителями стали сразу два человека. Мехед Анна Григорьевна (ГОУ средняя школа 2030, учитель математики, г. Москва) и Гущин Дмитрий Дмитриевич (ГОУ Петергофская гимназия императора Александра II, учитель математики г. Санкт-Петербург).
Благодаря победе Дмитрия Гущина финал Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2008» проходил в Санкт- Петербурге.
Учитель года России 2008, преподаватель музыки московской средней школы 1060 Михаил Леонидович Стародубцев волшебник. Во время мастер-класса на конкурсе «Учитель года России 2008», погружаясь в глубины гекзаметра, используя воссозданные древние инструменты, Михаил Леонидович вместе с коллегами реконструировал никем не слышанную древнегреческую мелодию.
«Учителем года России 2009» стала преподаватель математики магнитогорской средней школы 5 с углубленным изучением математики Наталья Сергеевна Никифорова. Она хочет, чтобы ее ученики не «зацикливались» только на ее предмете, а занимались спортом, слушали музыку, просто общались.
«Учителями года России 2010» стали: преподаватель биологии и химии муниципального образовательного учреждения "Волхонщинская средняя общеобразовательная школа» Тульской области Гарифзянов Андрей Рузильевич. преподаватель математики ГОУ СОШ 1060 г.Москва Случ Михаил Ильич Девиз, с которым выступал на конкурсе: Быть точным, быть ясным и, насколько можно, простым.
«Учителем года России 2011» стал учитель биологии средней школы села Баловнево Липецкой области, младший представитель династии российских сельских учителей Алексей Васильевич Овчинников. Педагогическое кредо: «Учить и учиться.