Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г. Тарко–Сале. Тема: «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование традиционных и интерактивных игр» Выполнила: воспитатель: А.Ш. Гафурова г. Тарко-Сале год
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Стойкое нарушение чтения называется дислексией. Если страдает письмо, то это дисграфия. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка. При этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит. Около 8 процентов школьников страдают дислексией. Это речевое расстройство чаще всего встречается у мальчиков. Дети с дислексией допускают следующие ошибки при чтении: а) пропускают звуки; б) добавляют ненужные звуки; в) искажают произношение звуков; г) иногда пропускают начальные слоги слов; д) не различают звуки, имеющие акустико-артикуляционные сходство (б – п, д – т, к – г, с – з, ш – ж). Ребята испытывают затруднения при выполнении таких работ, как пересказ, изложение. Чтобы понять, почему возникают нарушения чтения, необходимо вспомнить о видах слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы. Вторая разновидность слуха – музыкальный слух. Благодаря ему, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и музыкой великих композиторов.
Наконец, третий вид – речевой или фонематический слух. Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недоразвитии речевого слуха обращённая речь воспринимается искажённо. Если у ребёнка нарушен речевой слух, ему трудно овладеть грамотой. Он не сможет читать, так как нечётко различает звуки. Не в состоянии овладеть письмом, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Обучение грамоте детей с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного – двух звуков меняет смысл слова. Сравните, например, следующие слова: «дочка – точка», «палка – балка», «угол – уголь» Замена глухого звука звонким, твердого – мягким придаёт слову новое содержание. Закономерно встаёт вопрос: можно ли эффективно помочь детям с такими нарушениями речи? Да, если обратить особое внимание на развитие фонематического слуха. Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. У ребят страдают не только все компоненты речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь), но и не сформирован фонематический слух. Хочу напомнить, что в работе над фонематическим слухом выделяется 6 этапов. Остановимся на каждом этапе.
1 этап. Узнавание неречевых звуков в неживой природе. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика. Проводим игры: « Угадай, что это?» «Определи, что звучит?»
2 этап. Узнавание неречевых звуков в живой природе. Проводим игры: « Угадай, кто это?», «Определи, какое животное подаёт голос?»
3 этап. Различение одинаковых слов, фраз, звуко комплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. На примере русской народной сказки «Три медведя» дети учатся подражать низким и высоким голосам животных. Как говорили Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка?
4 этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно, то неправильно («вагон, вагон»). Если произносит неправильно, дети хлопают в ладоши. На основе этой игры создана новая версия. Это компьютерная игра «Правильный банан». О ней я расскажу позже.
5 этап. Умение различать слоги. Например, игра «Какой слог лишний» (на-на-на- па, ка-ка-ка-га)
6 этап. 1. Умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. На примере игры «Теремок», дети уточняют артикуляцию гласных звуков. Затем проводится игра «Губы-художники». По беззвучной артикуляции дети определяют и называют гласный звук. Новая версия игры « 2 принцессы»
6 этап. 2. Игра «Не ошибись». Установка: Если услышишь заданный звук, подпрыгни и хлопни в ладоши (дети идут по кругу).
3. Работа у сенсорного креста «Найди слово с заданным звуком». Дать характеристику согласному звуку.
4. Дифференциации согласных звуков на примере игры «Разведчики». Дети выбирают картинки с оппозиционными звуками [с]- [з].
5. Дифференциация согласных звуков на примере игры «Не ошибись!» соревновательного характера. Детям даётся установка: Выбрать слова с заданным звуком. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно выполнила задание.
6. Игра «1, 2, 3». Детям предлагается пособие «Домики». В этой игре дети определяют позицию звука в слове (начало, середина, конец). Данные задания выполняют дети подготовительной группы.
Использование интерактивной доски. Программно-методический комплекс «Развитие речи». При помощи карандаша рисуют схему слова.
Кроме традиционных игр, для развития фонематического слуха и фонематического восприятия мы используем и компьютерные игры «Мерсибо»: «Две принцессы», «Правильный банан», «Меткий стрелок», «Находчивая буква», «Волк и овцы».