Развитие фонематического слуха у старших дошкольников посредством дидактических игр

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
Advertisements

Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Этапы работы Узнавание неречевых знаков.Узнавание неречевых знаков. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.Различение одинаковых.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Составитель: учитель-логопед Щербакова О. Е.. «Слух воспринимает звук – а ум о чём звук…» Нейах «Это Ж - Ж – Ж - неспроста! Винни - пух и все-все-все.
Дети с нарушениями речевого развития это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Детский сад 62 комбинированного вида» Педагогический совет 2 «Формирование звуковой.
Тема: «Нарушение речи, чтения и письма». Три вида слуха Известно, что мы обладаем тремя видами слуха: Первый слух – физический. Он позволяет нам различать.
L/O/G/O Консультация для воспитателей Тема: «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» г. Тарко–Сале. Тема: «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование традиционных и интерактивных игр» Выполнила: воспитатель: А.Ш. Гафурова г. Тарко-Сале год

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Стойкое нарушение чтения называется дислексией. Если страдает письмо, то это дисграфия. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка. При этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит. Около 8 процентов школьников страдают дислексией. Это речевое расстройство чаще всего встречается у мальчиков. Дети с дислексией допускают следующие ошибки при чтении: а) пропускают звуки; б) добавляют ненужные звуки; в) искажают произношение звуков; г) иногда пропускают начальные слоги слов; д) не различают звуки, имеющие акустико-артикуляционные сходство (б – п, д – т, к – г, с – з, ш – ж). Ребята испытывают затруднения при выполнении таких работ, как пересказ, изложение. Чтобы понять, почему возникают нарушения чтения, необходимо вспомнить о видах слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы. Вторая разновидность слуха – музыкальный слух. Благодаря ему, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и музыкой великих композиторов.

Наконец, третий вид – речевой или фонематический слух. Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недоразвитии речевого слуха обращённая речь воспринимается искажённо. Если у ребёнка нарушен речевой слух, ему трудно овладеть грамотой. Он не сможет читать, так как нечётко различает звуки. Не в состоянии овладеть письмом, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Обучение грамоте детей с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного – двух звуков меняет смысл слова. Сравните, например, следующие слова: «дочка – точка», «палка – балка», «угол – уголь» Замена глухого звука звонким, твердого – мягким придаёт слову новое содержание. Закономерно встаёт вопрос: можно ли эффективно помочь детям с такими нарушениями речи? Да, если обратить особое внимание на развитие фонематического слуха. Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. У ребят страдают не только все компоненты речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь), но и не сформирован фонематический слух. Хочу напомнить, что в работе над фонематическим слухом выделяется 6 этапов. Остановимся на каждом этапе.

1 этап. Узнавание неречевых звуков в неживой природе. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика. Проводим игры: « Угадай, что это?» «Определи, что звучит?»

2 этап. Узнавание неречевых звуков в живой природе. Проводим игры: « Угадай, кто это?», «Определи, какое животное подаёт голос?»

3 этап. Различение одинаковых слов, фраз, звуко комплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. На примере русской народной сказки «Три медведя» дети учатся подражать низким и высоким голосам животных. Как говорили Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка?

4 этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно, то неправильно («вагон, вагон»). Если произносит неправильно, дети хлопают в ладоши. На основе этой игры создана новая версия. Это компьютерная игра «Правильный банан». О ней я расскажу позже.

5 этап. Умение различать слоги. Например, игра «Какой слог лишний» (на-на-на- па, ка-ка-ка-га)

6 этап. 1. Умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. На примере игры «Теремок», дети уточняют артикуляцию гласных звуков. Затем проводится игра «Губы-художники». По беззвучной артикуляции дети определяют и называют гласный звук. Новая версия игры « 2 принцессы»

6 этап. 2. Игра «Не ошибись». Установка: Если услышишь заданный звук, подпрыгни и хлопни в ладоши (дети идут по кругу).

3. Работа у сенсорного креста «Найди слово с заданным звуком». Дать характеристику согласному звуку.

4. Дифференциации согласных звуков на примере игры «Разведчики». Дети выбирают картинки с оппозиционными звуками [с]- [з].

5. Дифференциация согласных звуков на примере игры «Не ошибись!» соревновательного характера. Детям даётся установка: Выбрать слова с заданным звуком. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно выполнила задание.

6. Игра «1, 2, 3». Детям предлагается пособие «Домики». В этой игре дети определяют позицию звука в слове (начало, середина, конец). Данные задания выполняют дети подготовительной группы.

Использование интерактивной доски. Программно-методический комплекс «Развитие речи». При помощи карандаша рисуют схему слова.

Кроме традиционных игр, для развития фонематического слуха и фонематического восприятия мы используем и компьютерные игры «Мерсибо»: «Две принцессы», «Правильный банан», «Меткий стрелок», «Находчивая буква», «Волк и овцы».