Девиз урока : Звенит, заливается школьный звонок Нас ждёт интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроенье, Легко и прелестно даётся ученье !
Что мы изучаем ? Выбери ответ из схемы
Топографический план и топографическая карта Учебник § 9, стр 50-56, атлас стр 14
Повторим, узнаем, научимся
Помнишь ли ты, что такое топографический план ?
Можно ли сделать определение короче ?
Установи соответствие А ) Башня Б ) Ветряная мельница В ) Деревянный мост Г ) Колодец Д ) Овраг Е ) Озеро, болото Ж ) Редкий лес З ) Родник – источник - ключ И ) Смешанный лес
1 Д 2 А 3 Е 4 Ж 5 И 6 В 7 З 8 Г 9 Б
Учимся определять направления на плане местности
Чертим измеритель направлений. Лови ошибки ?
УСТНО. 1- от колодца ветряная мельница на..
В каком направлении от башни находится родник. В каком направлении от церкви находится башня ( синяя стрелка )? Определяя направление на плане местности обязательно рисуй стрелки и сравнивай их с измерителем направлений
Работа в парах 1. Определите по карте, в каком направлении от башни находится церковь 2. В каком направлении от церкви находится родник ? См на карточке.
Расшифруйте ребус
МАСКА ШУТ КРАБ
Масштаб или плане с его уменьшено показывает, по сравнению во сколько на местности на карте реальными изображение раз объекта размерами
Как же нам планету Уместить в кармане ? Не тая отвечу Дело всё в ………..! Дом любой, любую карту Чтоб нарисовать – Нужно просто на отлично Всем ……… нам знать !
МАСШТАБ показывает, во сколько раз изображение объекта на карте уменьшено по сравнению с его реальными размерами на местности Масштаб (с нем.) – «мерная палочка »
Виды записи масштаб Численный Именованный Линейный 1: В 1 см – 100 м м Карта атласа на стр 14
1: 100 одна сотая 1: одна стотысячная 1: одна двухтысячная 1: одна пятидесятитысячная Численный масштаб указывает, во сколько раз изображение уменьшено
Именованный масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте или плане В 1 см – 10 м В 1 см – 10 м В 1 см – 1000 м В 1 см – 1000 м В 1 см – 5 км В 1 см – 5 км В 1 см – 100 км В 1 см – 100 км
0 10 м м В 1 см – 10 м 1 : 1000 Именованный масштаб Численный масштаб Линейный масштаб – позволяет производить определение расстояний на карте без вычислений
Численный М – указывает во сколько раз … Именованный М - показывает … Линейный М – позволяет … Дополни предложения (устно)
1: мкм в 1 см – 100 км Как преобразовать численный масштаб в именованный 1 м – 100 см 1 км – 1000 м
1 м – 100 см 1 км – см Примеры : 1: :7500 1: в 1 см – 400 м в 1 см – 75 м в 1 см – 3 км
Запишите численный масштаб в виде именованного : I вариант 1 : : II вариант 1 : : Ответы в 1 см 1 км в 1 см 80 км в 1 см 350 км в 1 см 830 км
Чтоб весь мир изображать, Мы должны масштаб понять Ты линейкой измеряй, На бумаге уменьшай.
1. Укажите, в каком масштабе выполнен топографический план 1. Укажите, в каком масштабе выполнен топографический план ? Проверка ответа Проверка ответа Проверка ответа Проверка ответа Численный масштаб: 1:10000 Именованный масштаб: В 1 см – 100 м. 2. На каком расстоянии от железного моста от железного моста находится село Ладогино ? находится село Ладогино ? Проверка ответа Проверка ответа Проверка ответа Проверка ответа 12 см Х 100 м = 1200 м
Тренировочные задания по карте 1. Определите кратчайшее расстояние от дома лесника до реки. ( Примерно 500 метров ); 2. Определите минимальную ширину реки ( примерно 40 метров ) 3. Определите реальные размеры участка, план которого изображён на рисунке ( примерно 1 км на 650 метров ) ( Измерили линейкой длину рамок и затем умножили на величину масштаба )
Умение пользоваться масштабом необходимо при определении расстояний на плане и карте. Алгоритм предельно очевиден : 1. Измеряем линейкой расстояние между искомыми точками. Например – 2,5 см 2. Определяем масштаб. Например – в 1 см – 100 метров ; 3. 2,5 см умножаем на величину масштаба (2,5 Х 100 = 250). 4. Записываем : Ответ – 250 метров.
Дополнительное задание. Выполните те же измерения с помощью линейного масштаба. Сравнить результаты.
ОТВЕТЫ 1. Определите кратчайшее расстояние от дома лесника до реки. ( Примерно 500 метров ); 2. Определите минимальную ширину реки ( примерно 40 метров ) 3. Определите реальные размеры участка, план которого изображён на рисунке ( примерно 1 км на 650 метров ) ( Измерили линейкой длину рамок и затем умножили на величину масштаба )
Подводим итоги Я надеюсь сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном понятии « масштаб » и научил определять по карте направления и расстояния. Об умном человеке говорят : « масштабно мыслит ». Будем этому учиться !
Рефлексия урока
Домашнее задание Закрепить знание теории, изучив § 9, стр 50-56, атлас стр 14, контурная карта стр 4, задание 3.