КОМАНДА ПРОЕКТА
Это группа сотрудников (школьников), непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю последнего; основной элемент его(проекта) структуры, так как именно команда проекта обеспечивает реализацию его замысла. Эта группа создается на период реализации проекта и после его завершения распускается объединение людей, включенных в совместную деятельность, сплочение которых предопределено согласованностью способов взаимодействия, адекватных целям, ценностям и идеалам деятельности. ПОНЯТИЕ «КОМАНДА ПРОЕКТА»
ЭТАПЫ РАБОТЫ С КОМАНДОЙ набор команды проекта Управление командой Развитие команды проекта
На укрупненном уровне роли, выполняемые участниками проектной команды, можно подразделить на 3 группы: роли, ориентированные на выполнение задач команды; роли, ориентированные на создание/поддержание работы команды; индивидуальные роли (нефункциональные) ТИПЫ РОЛЕЙ В КОМАНДЕ
Определяет проблемы: определение общих задач группы. Ищет информацию: запрашивает фактическую информацию о задачах группы или методиках их исполнения, просит разъяснений относительно предложений. Предоставляет информацию: предлагает информацию для использования в решении задач, разъясняет предложения. Ищет мнения: запрашивает мнения относительно обсуждаемого вопроса. Высказывает мнения: делает утверждения по обсуждаемым вопросам. Проверяет целесообразность: сопоставляет предлагаемые решения с реальным положением дел. РОЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ КОМАНДЫ
Координирует: поясняет утверждения и показывает их связь с другими утверждениями, анализирует предлагаемые варианты. Гармонизирует: улаживает споры и разногласия, акцентирует общность взглядов. Ориентирует: помогает группе придерживаться плана, обнаруживает отклонения, предлагает процедуры для повышения эффективности работы группы. Поддерживает-вдохновляет: высказывает одобрение предложений других участников, демонстрирует теплое и чуткое отношение к ним. Сопровождает: последовательно продвигается по всем этапам вместе с командой, принимает чужие идеи, выражает согласие. РОЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СОЗДАНИЕ/ ПОДДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КОМАНДЫ
Блокирует: мешает работе группы, вызывая споры, оказывая неаргументированное сопротивление и несогласие. Позже возвращается к забытым вопросам. Уклоняется от работы: дремлет, занимается посторонними делами, переговаривается с другими и т.д. Отклоняется от темы: превращает обсуждения в личный разговор, разражается длинной речью по краткому вопросу и т.п. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РОЛИ (НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ)
Руководители (directors) «Всеобщие друзья» (socializers) «Личные друзья» (relaters) Мыслители (thinkers) ДЕЛЕНИЕ ПО Р. БАРРЕРА
Председатель Формирователь Мыслитель Разведчик Оценщик Коллективист Исполнитель Доводчик ТИПЫ РОЛЕЙ В КОМАНДЕ ПО БЕЛБИНУ
Дисциплинированность Стиль - организация работ Внутренняя стабильность и низкий уровень беспокойства Очень любят планы Быстрый карьерный рост в хорошо структурированных компаниях Несмотря ни на что, делают работу, которую необходимо делать ИСПОЛНИТЕЛЬ (IMPLEMENTER)
Поддерживающий тип лидера команды Стиль - радушно принимать вносимые вклады в деятельность команды и оценивать соответственно целям команды Зрелый, уверенный, само дисциплинированный Не обязательно очень умный, но грамотно руководит Четко формулирует цели Председатель это хороший лидер для сбалансированной по своему составу команды, перед которой стоят сложные и многогранные проблемы, требующие эффективного распределения ролей внутри команды ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (КООРДИНАТОР, COORDINATOR)
Выводит команду из состояния бездействия или самодовольства Стиль руководства - оспаривать, мотивировать, достигать Их энергия направлена на преодоление трудностей Характеризуются высокой самооценкой, склонностью к фрустрации, общительностью и подозрительным отношением к людям Экстраверты Мотивированы внешней средой Как лидеры хороши для уже сработанной команды, которая в своей работе столкнулась со сложным, внешним, либо внутренним препятствием ФОРМИРОВАТЕЛЬ (ПРИВОДЯЩИЙ В ДЕЙСТВИЕ, SHAPER)
Интровертивный тип генератора идей Стиль - привносить инновационные идеи в работу команды Изобретателен в решении нестандартных задач Работает в одиночку Высокий уровень интеллекта и креативности Мыслители чаще встречаются в новых, только формирующихся командах. МЫСЛИТЕЛЬ (PLANT)
Экстравертивный тип генератора идей Стиль создать сеть и собирать полезные ресурсы для команды Ориентир - предложение новых идей Идеи не свои, а доработанные «найденные» Общительны, любознательны и социально ориентированы Умело используют ресурсы Мыслитель и Разведчик могут успешно сосуществовать вместе, не покушаясь на территорию друг друга и внося каждый свой вклад в предложение новых идей РАЗВЕДЧИК (ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕСУРСОВ, RESOURCE INVESTIGATOR)
Рассудителен, проницателен, обладает стратегическим мышлением. Аналитик способный к конструктивной критике Защищает команду от принятия импульсивных решений Высокий интеллектуальный, но низкий креативный уровни Проявляют себя при принятии серьезных решений Нередко занимают высокие стратегические посты в организациях ОЦЕНЩИК (MONITOR EVALUATOR)
Мягкий, восприимчивый и дипломатичный Стиль – предотвращение конфликтов в команде Часто нерешителен в кризисной ситуации Представители этого типа нередко встречаются среди высшего руководства организаций КОЛЛЕКТИВИСТ (TEAM WORKER)
Старательный и добросовестный Контролирует сроки выполнения поручений Обладает редкой способностью доводить дело до конца Перфекционисты Внимательны к деталям Минус - недостаточная гибкость: доведение до конца уже неактуальной задачи ДОВОДЧИК (COMPLETER FINISHER)
Критик-деструктор Аморальный тип Моралист Всезнайка Болтун Манипулятор Нытик НЕГАТИВНЫЕ РОЛИ В КОМАНДЕ
Различия в понимании стратегических целей, идеалов и ценностей коллективной деятельности; Несовместимость личностно- профессиональных точек зрения и/или нежелание согласования понятий существенных для реальной практики; Неограниченное господство и произвол лидера; КОМАНДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отсутствие эффективной системы сотрудничества и определенности роли каждого из сотрудников в общей целостности командной структуры Недостаточная скоординированность во взаимодействии участников по решению общих задач; Чрезмерно неформальная, расслабленная «атмосфера» в группе или высокая степень конфликтности в группе; НЕСОВЕРШЕНСТВО ОРГАНИЗАЦИОННО- УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФОРМ КОМАНДЫ
Личностные психологические барьеры (стереотипы, установки и предрассудки), препятствующие возникновению или развитию неформальных отношений внутри команды и гармонии межличностных отношений между ее членами; Неудовлетворенность своим командным статусом, степенью самореализации, оценкой коллегами своего вклада в общее дело и своей перспективой в командном существовании; Недооценка значимости командного бытия и игнорирование команда образовательных процессов в совместной деятельности. ПРОБЛЕМЫ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ
Отсутствие творчества при решении проблем; Неэффективное использование групповых ресурсов; ОШИБКИ В ПРОЦЕССЕ, ВЕДУЩИЕ К ФИАСКО
«КРУЖОК» (Естественно-искусственное образование: «интерес=>дело») «Отряд» (Искусственное с игнорированием естественного: «дело». Переход «естественного» в свою противоположность «первое отрицание») «КООПЕРАЦИЯ» (Искусственное с учетом естественного: «дело=>интерес») «КОМАНДА» (Искусственное как естественное: тождество дела и интереса (дело=интерес). Синтез «естественного» и «искусственного» «второе отрицание») ТИПЫ КОМАНД
наличие харизматического, неформального лидера; наличие общей цели; высокая степень заинтересованности членов «кружка» в совместном действии по достижению общей цели, при отсутствии четких норм процесса достижения; основной тип отношений: неформальный; относительная устойчивость состава членов «кружка»; преобладание эмоционально-благоприятных моментов над «рабочими» («хорошие отношения важнее дела!»); наличие совместной рефлексии и потенциала самоорганизации; наличие вероятности достижения совместного результата. «КРУЖОК»
наличие сильного формального лидера, склонного к авторитарному стилю управления; жесткая дисциплина: беспрекословное подчинение лидеру всех членов (основание для подчинения страх лишиться места в группе и материальных благ) осуществление контроля лидером наличие общей цели; «ОТРЯД»
наличие лидера, признанного коллективом; наличие общей цели и четких норм процесса достижения цели совместной деятельности, понятых и принятых членами «кооперации» высокий уровень профессионализма членов «кооперации»; четкая определенность функционала каждого члена «кооперации» и наличие свободы в рамках «функции»; тип отношений: деловой, но с учетом особенностей членов «кооперации»; наличие микрогрупп и отлаженность взаимодействия между микрогруппами; «КООПЕРАЦИЯ»
«КОМАНДА» наличие общей цели, норм процесса достижения цели совместной деятельности максимальный уровень само определенности к работе членов «кооперации» и индивидуальной ответственности; высший уровень профессионализма членов «команды» высокий уровень командного Духа; четкая определенность функционала каждого члена «команды» и наличие свободы в рамках «функции»; тип отношений: полная гармония деловых и межличностных отношений наличие согласованных критериев рефлексивного анализа совместной деятельности; наличие согласованных ценностей и идеалов и их реализация в совместной деятельности; максимальная устойчивость состава «команды»; готовность к любым проблемам в совместной деятельности.