ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Основную роль в российской системе фискальных платежей играют косвенные налоги. К таким налогам относится и НДС, который в Российской Федерации с г. будет повышен с 18 до 20 %. Основной целью повышения НДС является пополнение бюджета с целью исполнения майского указа Цель работы – рассмотреть экономические последствия повышения ставки НДС. 1 СТР.
БЮДЖЕТ По прогнозу Минфина, повышение НДС с 18% до 20% на отечественные и импортные товары принесет бюджету в 2019 году 634 млрд рублей; в 2020 году 678 млрд рублей; в 2021 году 728 млрд рублей. Т.е. за три года российский бюджет пополнится на более 2 трлн рублей. 2 СТР.
ИНФЛЯЦИЯ Запланированное повышение НДС ускорит инфляцию на 1 процентный пункт. Минэкономразвития предупреждает, что инфляционные ожидания из-за увеличения НДС вырастут уже в этом году. ПРОГНОЗНЫЙ УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ (ПО ДАННЫМ ЦБ) 3 СТР.
ПОЛИТИКАЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА Банк России на последнем заседании совета директоров впервые за 4 года принял решение повысить ключевую ставку на 25 базисных пунктов до 7,5% годовых. ЦБ объяснил этот шаг ростом инфляционных ожиданий россиян. Повышение ставки НДС заставило регулятора изменить не только свой прогноз по инфляции, но и планы по смягчению денежно-кредитной политики. Банк России сможет возобновить снижение ключевой ставки только в конце следующего года. 4 СТР.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ Под налогообложение основной ставкой НДС подпадает около 70 % стоимости потребительской корзины. Стоимость основных товаров, в зависимости от категории, может вырасти до 10%. Повышение цен коснется и социально значимые продукты питания, на которые установлена льготная ставка налогообложения, т.к. повышение НДС затронет товары и услуги, сопутствующие производству продовольствия. Основное повышение цен в ответ на рост НДС будет происходить сразу после изменения ставки в первые месяцы 2019 года. 5 СТР.
ДОХОДЫ ГРАЖДАН Темпы роста заработной платы существенно замедлятся в 2019 году. С учетом ускорения инфляции темп роста реальных заработных плат снизится с ожидаемых 6,3% в 2018 году до менее 1% в 2019 году. При этом из-за низкой покупательной способности реальный темп роста расходов на конечное потребление домашних хозяйств упадет с 3,5% до 2,6% в 2019 году. 6 СТР.
РОСТ ЭКОНОМИКИ Минэкономразвития ждет замедления экономики с 1,9% за 2018 г. до 1,4% в 2019 г. Из-за увеличения НДС темп роста ВВП и потребления домохозяйств в 2019 г. снизится на 0,2–0,35%, инвестиций на 0,4–0,7%, импорта на 0,35–0,45%, а инфляция в 2019 г. увеличится на 0,9–1,5%. Эксперты отмечают, что в 2018 году можно увидеть небольшой всплеск потребления домохозяйств, которые, ожидая резкого повышения цен в будущем, увеличат текущее потребление, пока цены не выросли. При этом в 2018 году замедления темпов роста ВВП ждать не следует. 7 СТР.
ВЛИЯНИЕ НА БИЗНЕС Повышение НДС затронет и бизнес на фоне снижения потребления и спроса. Прежде всего повышение НДС затронет несырьевой сектор экономики. Меньше всего пострадают производители продовольственных товаров, табака, дешёвого алкоголя и те, кто предлагает услуги транспорта. Повышение НДС на два процентных пункта может оказаться критичным для ряда предприятий малого и среднего бизнеса. 8 СТР.
ВЫВОДЫ В ходе исследования было выявлено, что экономике в следующем году будет достаточно сложно адаптироваться к решениям властей. Повышение с 1 января 2019 г. основной ставки налога на добавленную стоимость окажет существенное влияние на формирование инфляции в будущем году. Из-за роста цен будет падать покупательная способность работающего населения, зарплаты которого также снизятся. Это приведет к снижению стимулов к труду, сокращению выпуска и доходов, а также потребления. Если в 2018 г. рост экономики, скорее всего, не замедлится, а бизнес и люди, ожидая роста цен, будут даже увеличивать потребление, то в 2019 г. оно уже снизится на 0,2–0,35%. Сократятся и инвестиции – меньшая занятость снизит доходность капитала, а рост цен – прибыль компаний. НДС фактически платят потребители, повышение сбора нужно для финансирования новых президентских указов. Если сбор увеличат, бизнесу придётся поднять цены. В этом случае малый и средний бизнес ждёт потеря спроса на их товары. 9 СТР.
Налог на добавленную стоимость – самый крупный бюджетообразующий налог. Повышение ставки НДС за три года принесет в бюджет более 2 трлн рублей. Для страны будет важным проведение эффективной экономической политики для снижения негативных последствий реформы. С начала 2019 г. правительство запланировало масштабный налогово-бюджетный маневр, включающий увеличение бюджетных расходов, которое будет профинансировано, в частности, за счет повышения ставки НДС. Он включает в себя увеличение бюджетных расходов, в основном инвестиционных, которое будет профинансировано, прежде всего, за счет повышения основной ставки НДС. 10 СТР.