Метрология,стандартизация и сертификация Метрология,стандартизация и сертификация.
ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА КАЧЕСТВА
Определение качества товаров Уровень качества товара определяется способностью этого товара удовлетворять определенные потребности конечного пользователя. Более точное и принятое в рамках международного сообщества определение качества содержится в международном стандарте ИСО Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Свойства и показатели качества Свойства: 1. Экологические 2. Эстетические 3. Эргономические (антропометрические, психологические, психолого-физиологические) Показатели: 1. Надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость) 2. Назначение (функциональное, социальное, классификационное, универсальное) 3. Безопасность (химическая, радиационная, механическая, электрическая, магнитная, электромагнитная, термическая, противопожарная, санитарно-гигиеническая)
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Понятие контроля качества Контроль - это проверка соответствия объекта установленным требованиям. Объектами технического контроля являются: продукция, технологические процессы, оборудование. Контроль качества продукции - это контроль количественных и (или) качественных характеристик свойств продукции.
По этапам процесса производства: 1. Входной – контроль продукции, поступившей к потребителю (или заказчику). 2. Операционный – контроль во время выполнения или после завершения технологической операции. 3. Приемочный – контроль продукции, по результатам которого принимают решение о ее пригодности к поставкам. 4. Инспекционный – контроль продукции, который осуществляют специально уполномоченные лица с целью проверки эффективности ранее выполненного контроля (например, контроль госинспекторами органов госнадзора Госстандарта, госинспекторами Госторгинспекции).
По применению средств контроля: Измерительный - с применением средств измерения, Нитрат-тестер-прибор для контроля нитратов в продуктах
Органолептический - контроль, при котором первичная информация воспринимается органами чувств. К органолептическому контролю можно отнести также технический осмотр. При органолептическом методе могут применяться средства контроля, не являющиеся измерительными, но увеличивающие разрешающую способность или восприимчивость органов чувств (например, лупа). Технический осмотр автомобиля Технический осмотр сооружений
Регистрационный - регистрация значений контроли руемых параметров продукции,
Визуальный - контроль, осуществляемый органами зрения, является наиболее распространенной разновидностью органолептического контроля.
ДЕФЕКТЫ ТОВАРОВ Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Несколько примеров дефектов: царапина на защитном покрытии изделия, недопустимо высокое содержание вредных примесей в продукте, неправильная настройка аппарата, отклейка подошвы обуви. Перечисленные дефекты могут обнаруживаться как при визуальном контроле, так и при испытаниях, т.е. при измерительном контроле.
Классификация дефектов
По наличию методов и средств обнаружения: 1. Явный дефект – дефект, для выявления которого предусмотрены соответствующие правила, методы и средства в действующей НД. Многие явные дефекты относят к внешним, так как они выявляются при визуальном контроле. 2. Скрытые – для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение не целесообразно. Эти дефекты обнаруживаются, как правило, при эксплуатации.
ГРАДАЦИИ КАЧЕСТВА Результатом контроля качества продукции является выявление годной продукции и брака. Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. Градация (деление) продукции на годную и брак универсальна, так как относится в любой продукции.
Брак Неустранимый - брак с неустранимыми значительными или критическими дефектами (отходы). Брак – товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. Устранимый – продукция может использоваться, но уже по другому назначению
Сортамент товаров 1. Сорт – категория качества продукции одного наименования, отличающаяся от другой категории значениями показателей. 2. Сортамент – совокупность сортов, относящихся к одноименному товару. Различают сортамент природный и товарный. Природный сортамент – совокупность сортов одноименной продукции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками. Используется только для продовольственной продукции. (Н-р, природный сортамент яблок включает более 200 сортов, отличающихся формой, основой и покровной окраской плодов и др. показателями). Каждый природный сорт имеет свое название.
Товарный сортамент – совокупность товарных сортов, различающихся значениями показателей качества. Наименования товарных сортов в отличие от природных, как правило, обезличены. Бывают: высший 1-й сорт 2-й сорт 3-й сорт экстра сорт (иногда)