Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания. - физическая химия; -химическая физика; -биохимия; -биофизика. Методологические основы научного познания Формы научного познания. Проблема – «знание о незнании», осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана. Теория – система истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшая форма научного знания. Научная теория – обобщенная система знаний, дающая целостное отображение закономерностей и существенных связей в определенной области объективной реальности. Формы научного познания. Принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Закон – форма теоретического утверждения, раскрывающая общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов. Научные методы. Научные факты->методы- >научные результаты. Метод – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Методы науки – совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Эмпирические методы науки Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Это опыт, проводимый без вмешательства исследователя в естественное протекание изучаемого процесса. Цель – сбор фактов. Эксперимент – это опыт, проводимый с вмешательством исследователя в естественнонаучное протекание изучаемого процесса. Представляет собой целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий объект или явление для изучения его различных сторон, связей и отношений. Теоретические методы науки Индукция – метод умозаключения, при котором знание переносится с частного случая (объекта, процесса) на общий. Дедукция – метод умозаключения, обратный по отношению к индукции. В нем на основе знаний о всей группе объектов (явлений) непосредственно устанавливают знание применительно к частному случаю (объекту, явлению), то есть перенося знание с общего на частное. Теоретические методы науки Анализ (разложение, разъединение) – метод научного исследования, состоящий в разложении (действительном или мыслительном) общего процесса/объекта/явления на составные части с последующим исследованием каждой из них по отдельности. Синтез (соединение) – научное исследование, которое воссоединяет знания о частных явлениях/объектах в единое целое и происходит после проведения опытных или умозрительных исследований. Теоретические методы науки Аналогия – прием познания, при котором на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других свойствах. Моделирование – это замена изучения интересующего нас явления аналогичным явлением на модели меньшего или большего масштаба, обычно в специальных лабораторных условиях. Модель – заменитель реального объекта (процесса). Модели Идеальные Материальные -однородные -неоднородные - физические - математические
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания. - физическая химия; -химическая физика; -биохимия; -биофизика.
Методологические основы научного познания Формы научного познания. Проблема – «знание о незнании», осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана. Теория – система истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшая форма научного знания. Научная теория – обобщенная система знаний, дающая целостное отображение закономерностей и существенных связей в определенной области объективной реальности.