Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности
Основные признаки технологии обучения процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и учащихся совокупность приемов, методов проектирование и организация процесса обучения 2 наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании
Название ЦельСущность Механизм Проблемное обучение Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы; постановка познавательных задач Концентриро- ванное обучение Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся Модульное обучение Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения Основные технологии обучения и их характеристики 3
Название ЦельСущность Механизм Развивающее обучение Развитие личности и ее Развитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности Дифференци рованное обучение Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Методы индивидуального обучения Активное (контекстное) обучение Организация активности обучаемых Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности Методы активного обучения Основные технологии обучения и их характеристики (продолжение) 4
5Название ЦельСущность Механизм Игровое обучение Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность Обучение развитию критического мышления Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.
Технология развивающего обучения Наиболее известные основоположники: Песталоцци, Дистервег. К.Д.Ушинский 6 Система развивающего обучения Л. В. Занкова: обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же фор- мы обучения достигает своих ступеней развития Система развивающего обучения Д. Б.Эльконина – В. В. Давыдова: Ребенок рассматривается как само изменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении. В качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный. Комплексное использование обоих методов даёт возможность кому- то из учеников самостоятельно справляться с постав-ленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе мате-риал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения.
Технология проблемно-диалогического обучения 7 Основными целями проблемно-диалогического обучения являются приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ученика Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных условий: проблематизация учебного материала, активность ребенка и обеспечение связи обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Основные достоинства технологии: - ребенок является субъектом обучения; - развитие познавательной активности; - формирование логического мышления и речи учащихся; - здоровьесберегающая технология, т. к. строится на интересе ребенка. Основные достоинства технологии: - ребенок является субъектом обучения; - развитие познавательной активности; - формирование логического мышления и речи учащихся; - здоровьесберегающая технология, т. к. строится на интересе ребенка.
Игровая технология 8 Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, активизируют деятельность. Игровые технологии тренируют память, помогают выработать речевые умения, навыки, стимулируют умственную деятельность, развивают внимание и познавательный интерес к предмету Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников, при этом соревнования в игре способствуют усилению работоспособности Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения. Игра – сфера реализации себя как личности. Важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.
Спасибо за внимание